Еще больше новостей в нашем Telegram-канале, группе ВКонтакте и канале Яндекс.Дзен
______________________________
Когда говорят о восточной анимации, то чаще всего вспоминают японскую, чуть реже корейскую и почти никогда китайскую. Хотя сейчас Китай — лидер мирового кинопроката, на него ориентируется даже Голливуд, как на страну с самым большим количеством кинотеатров. При этом, их отечественные продукты не уступают американским и бьют всевозможные рекорды: так анимационный проект "Нэчжа" (2019, реж. Ю Ян) в несколько раз побил в прокате "Зверополис" (2016, реж. Рич Мур, Байрон Ховард). У китайского контента есть две проблемы — он не особо известен за границей и сильно ориентирован на азиатского зрителя. Первая решаема пиаром, вторая — открытостью людей к иной культуре.
Для начала можно ознакомиться с фильмами китайских режиссеров, которые построили карьеру в США. Так Энг Ли, снявший "Горбатую гору" (2005) и "Жизнь Пи" (2012), создал шедевр в жанре "уся" (историческое фэнтези) "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" (2000), он сделал модным невероятные бои с летающими и прыгающими с огромной высоты героями. Похожее кино снимает Чжан Имоу, в жанре "уся" он снял "Великую стену" (2016) с Мэттом Деймоном, Уильямом Дефо и Педро Паскалем. Но также у Имоу есть прекрасное историческое, реалистичное кино — его "Подними красный фонарь" (1991) о борьбе наложниц богатого господина за его любовь. Также не стоит забывать о гонконгском кино, его лидер — Вонг Карвай покорил мир мелодрамой "Любовное настроение" (2000), где супруги пытаются справиться с изменой их любимых.
Цензурные требования в КНР заметно строже, чем во многих странах, поэтому в китайских проектах редко можно встретить эротические сцены или сцены насилия. Поэтому в стране очень хорошо развита детская анимация. Их художники создают множество мультсериалов про разумных животных или смышленых автомобили. "ЧиЧиЛэнд" (2015), "Дикие Скричеры" (2018), "Милая пони ХоХо" (2021), "Городок енотов в телефоне" (2021) рассказывают о волшебных персонажах и мирах с добрыми и поучительными историями.
В этом сегменте детской анимации выделяется полнометражная картина "Путешествие на Луну" (2020), номинированная на премию "Оскар". Она затрагивает сложную тему, несмотря на простой для понимания сюжет: мама Фей Фей умерла, поэтому смелая девочка строит ракеты из фейерверков, чтобы попросить богиню Луны возродить любимого человека.
Многосерийные китайские мультсериалы (их также называют аниме) не уступают японским, а любовь к единоборствам и азиатская мифология роднят анимацию соседних стран. Нашумевший "Мастер Темного Пути" (2018–2021) соревнуется за популярность с аниме "Истребитель демонов" (2019–...): основатель культа Вэй Усянь реинкарнировался спустя 13 лет после смерти и теперь ищет своего убийцу. Менее популярная "Семейка Ву-Лу" (2018) рассказывает о противостоянии школы боевых искусств "Улун" и бандитской группировки во главе с влиятельным чиновником.
Однако китайская индустрия анимации сильно отличается от японской, потому что ее создатели очень хорошо работают с 3D технологиями. В этой технике сделаны два хита: "Боевой континент" (2018–..., реж. Ван Юйжэнь) и "Путешествие к Бессмертию" (2020–...). В "Путешествии" Хан Ли решил обрести бессмертие, и потому обратился за помощью к демонам, а в "Континенте" мастер боевых искусств Тан Сан переродился в теле обычного кузнеца, но призраки прошлого продолжают преследовать его.
В последние годы о китайской анимации говорят все чаще, потому что она может дать бой работам от Pixar и Disney. Их детские мультфильмы становятся хитами, а сериалы для подростков отвоевывают аудитории у японского аниме. Еще рано говорить о глобальной популярности китайской анимации, но сейчас самое время открыть ее для себя и своих детей.