Выбрать регион  RU
×
Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2025.

Все права защищены.

Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Как помочь школьнику взять ответственность за свое здоровье? Советы психолога

Как помочь школьнику взять ответственность за свое здоровье? Советы психолога

Школьные годы — время, когда ребёнок учится не только читать и решать задачи, но и постепенно становится более самостоятельным. Болезнь в этот период часто выступает проверкой: может ли он взять на себя ответственность и принимать заботу родителей без ощущения контроля. Для мамы и папы это тоже вызов — найти баланс между опекой и доверием. Чтобы лучше разобраться в этой теме, мы пригласили в наш проект мам школьников и психолога Забаву Звон, которая более 10 лет специализируется на работе с детьми и подростками.

Почему важна «компетентность» в вопросах здоровья

Для школьника чувство собственной значимости тесно связано с ощущением компетентности: «я умею», «я могу», «я понимаю». Это касается не только уроков и кружков, но и здоровья. Когда ребёнку объясняют, что происходит с его телом, почему нужно лечиться и как работают препараты, он перестаёт быть пассивным участником.

Если же родители полностью берут контроль на себя — ребёнок чувствует себя «маленьким» и «беспомощным». Это подрывает уверенность и вызывает сопротивление: от отказа принимать препарат до споров «я уже здоров», «хватит лечить». Забава Звон поясняет:

Когда ребёнок взрослеет, он нуждается в бОльшей автономности — это и называется процессом сепарации. Хороший результат взросления — это когда он начинает самостоятельно различать, ранжировать и удовлетворять свои потребности. А в вопросах собственной телесности и отношений с собой ребёнок нуждается в автономности в первую очередь: право уединяться в ванной, право выбирать, что надеть, с кем дружить, что есть — это базовые права, необходимые для полноценного становления взрослым со своим мнением. То же касается и лечения — это процесс, который происходит как раз с ребёнком, его телом, и ему очень важно ощущать своё право на него влиять.

В жизни предприниматель и мама 4 детей, Ольга Ворон, воспитывает детей так:

Со своими детьми я выстраиваю доверительные отношения, и, конечно, мы обсуждаем вопросы изменения тела. Также мы обсуждаем его строение, за что отвечает каждая система органов. Смотрим мультфильмы на эту тему. На своём примере показываю, как сформировать навык саморегуляции: успокаивающее дыхание, расслабление. Также учу их выражать свои эмоции, спрашиваю: «Что ты чувствуешь?», — и не только спрашиваю, а разбираю их состояние. Со временем это формирует в них понимание себя, тела и причинно-следственных связей.

Вовлечение в процесс лечения

Самый простой способ укрепить доверие — приглашать школьника к сотрудничеству. Пусть он:

- задаёт свои вопросы;
- понимает назначения — родитель может простыми словами разъяснить, зачем тот или иной препарат;
- выбирает детали: например, где выпить сироп — на кухне или в своей комнате, с водой или соком;
- отслеживает симптомы: отмечает в блокноте температуру, рассказывает, как изменился кашель или насморк.

Такие маленькие шаги формируют у школьника ощущение: «моё мнение важно, я участвую в процессе выздоровления». Мы попросили Екатерину Беззубову, автора книги «Подписка на жизнь» и эксперта по саморазвитию поделиться тем, как растёт зона ответственности её дочки Полины:

Она внимательна к своему состоянию и всё чаще приходит сама, когда чувствует, что заболевает. Я доверяю ей самой промыть носик, выпить сироп, контролируя только график приёма препаратов. А на приёме Полина всегда рассказывает о симптомах сама. Я только иногда дополняю.

А Забава Звон предлагает обсудить, какую часть лечения школьник может взять на себя:

Например, по таймеру полоскать горло, самому себе делать ингаляции, заваривать лечебный чай. Важно, чтобы ребёнок чувствовал, что вы на самом деле делитесь с ним ответственностью, как со взрослым, а не перекладываете на него свои заботы. Хорошо, если ребёнок информирован о том, какие процедуры необходимы, и может заранее представлять себе ход лечения — тогда вы становитесь союзниками в борьбе с болезнью, в которую каждый может вкладываться по силам.

Баланс контроля и доверия

Конечно, доверие не означает полного отсутствия контроля. Родителям важно помнить: ваш малыш только учится быть самостоятельным. Поэтому задачи можно делить. Например, если у ребёнка кашель, то мама напоминает о времени приёма сиропа, а он сам наливает его в ложку и запивает.

Главное — не перегнуть палку. Чрезмерная опека («ты не справишься сам») вызывает протест. А перекладывание ответственности («сам как-нибудь разберись») — тревогу. Золотая середина: давать возможность проявить самостоятельность там, где это безопасно. Психологи обращают внимание на то, что для каждого ребенка, в зависимости от его особенностей и устройства психики, подходит разный уровень ответственности:

Кто-то с радостью сам брызгает в нос, а за кем-то сначала придется походить по комнате. Зная своего ребёнка, попробуйте обсудить план лечения. Потом подумайте, что на данном этапе для вас важнее — чтобы все предписания соблюдались до буквы, или чтобы ребёнок научился быть внимательным к своему здоровью? Если первое, то вам придётся больше контролировать, жертвуя качеством отношений с ребенком. Если второе, то вы будете больше доверять, но и побольше тревожиться, — заключает Забава Звон.

Своим опытом лечения сыновей мы попросили поделиться основателя инновационной частной школы «Макарун» Лолу Меткибаеву:

Как мама троих детей, я стараюсь воспитывать в них самостоятельность и ответственность. Когда мои сыновья болеют, я доверяю им заботу о себе в определённых пределах. Например, они знают, как принимать медикаменты, соблюдать питьевой режим. Однако я всё равно держу ухо востро. Иногда они могут забыть принять медикаменты, поэтому я контролирую этот процесс. Также я слежу за их температурой и общим состоянием, особенно если болезнь затягивается. Если они не могут справиться сами или если я вижу, что ситуация ухудшается, я вмешиваюсь и помогаю им. Таким образом, стараюсь находить баланс между их самостоятельностью и моей заботой, чтобы они чувствовали себя уверенно. Но в то же время знали, что я всегда рядом, если нужна помощь.

Как справиться с «несправедливостью» болезни

Для начала, как и с любым чувством, которым с вами делится ребёнок, необходимо это чувство заметить, признать и валидировать. Например, так: «да, я понимаю, что это несправедливо, что ты заболел, а другие — нет. Я бы на твоём месте грустила и сердилась. А ты что чувствуешь?». Когда ребёнок говорит с вами о чувстве несправедливости — это буквально переводится как: «Я испытываю много чувств и мне неприятно! Мне нужна помощь, чтобы разобраться, а ещё чтобы сочувствовали». Хочу подчеркнуть, если вы сразу начнете ребёнку объяснять, как устроен иммунитет, причину заболеваний и почему важно мыть руки перед едой — скорее всего, его потребность не будет удовлетворена, — говорит психолог Забава Звон.

Ведь для школьника болезнь — это ещё и эмоциональный опыт. И те переживания, с которыми он сталкивается впервые нельзя обесценивать. Важно выслушать, согласиться, что это действительно неприятно, и вместе поискать утешение: придумать интересное занятие дома или нарисовать «карту выздоровления».

Вот как поддерживает своего сына коуч по мотивации Майя Сковородкина:

Конечно я понимаю, что у нас, у взрослых, всё по плану. Но когда ребёнок находится в таком уязвимом положении, ему нездоровится, он явно нуждается в поддержке. Но чаще всего он слышит: «Ну вот, а как же мы поедем, а что теперь делать…» Что же всё-таки делать? Любить, где-то пожалеть и да, наметить план «победы над вирусом». Это тот самый «кирпичик» в ваши отношения. Если он будет знать, что дома «безопасно», что он будет принят любым: и с температурой, и с насморком, — то не захочет скрывать больное горло.

Со временем ребёнок научится проживать свои эмоции и видеть, что родители принимают его чувства, а не только контролируют процесс лечения. И тогда период болезни перестанет быть лишь чередой процедур и напоминаний, а превратится в опыт доверия и сотрудничества, а вы станете настоящей командой.

Именно об этом — наше новое видео.

Важную роль в процессе выздоровления играют и правильно подобранные препараты. Сегодня можно выбрать средства, которые подходят как детям, так и взрослым, и при этом не усиливают кашель в начале приёма. К таким препаратам относится, например, Флуифорт, который применяется для лечения влажного кашля. Он выпускается виде сиропа, который можно давать детям с 2 лет. А подросткам с 15 лет и взрослым подойдут гранулы, которые удобно принимать 1 раз в день в процессе лечения. В составе есть особая молекула (карбоцистеина лизиновая соль), которая восстанавливает вязкость и эластичность слизистого секрета верхних и нижних дыхательных путей. Флуифорт также облегчает отхождение мокроты и слизи, уменьшает кашель и улучшает местный иммунитет в легких. Благодаря этому лечение проходит комфортно: ребёнок не закашливается, а дыхание постепенно становится легче.

 
Рейтинг материала: 0