RU
×
Live

Архив номеров

Архив номеров

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2021.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на hello.ru

Партнер Рамблера
Приключения королевской яхты Dannebrog, которая уже 90 лет ходит под датским флагом

Приключения королевской яхты Dannebrog, которая уже 90 лет ходит под датским флагом

О самом старинном из действующих кораблей монархов рассказываем в еженедельной колонке Hello!

Текст: Ариадна Рокоссовская Фото: Getty Images; kongehuset.dk

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале, группе ВКонтакте и канале Яндекс.Дзен

_____________________________

На этой неделе яхта датской королевской семьи "Dannebrog" празднует 90-летие. Это самый "пожилой" действующий корабль, который служит не только средством передвижения, но и резиденцией для европейского монарха.

Собственные суда у правителей были еще в Древнем Египте. Две полноразмерных гребных ладьи из ливанского кедра, обнаруженные в тайниках у подножия пирамиды Хеопса, использовались фараоном для путешествий по Нилу. У викингов королевские суда отличались не только украшениями, но и цветом парусов – фиолетовым. А в новое время королевские яхты первыми появились в Англии при короле Генрихе V. Правда, ему пришлось продать их за долги. 

С середины XVII века в Голландии начали строить "парадные яхты", и одна из них в 1660 году была подарена английскому королю Карлу II. Это положило начало традиции британских королевских яхт, которую позже скопировали другие монаршие семьи Европы. В XIX веке королевские яхты стали соревноваться в величине и современности, они были символами национального благосостояния. Но Первая мировая война положила конец этой тенденции. Монархам, сохранившим престолы, приходилось оправдываться за лишние траты. Кроме того, у многих из них были в распоряжении королевские вагоны, передвигаться на которых было быстрее и удобнее. 

Сегодня в большинстве королевских семей вообще предпочитают летать на самолетах. В Британии, которая со времен Карла II сменила 83 королевских корабля, последняя яхта "Britannia" была навсегда пришвартована в порту Эдинбурга еще в конце 90-х годов прошлого века. Говорят, известная своей сдержанностью королева Елизавета II заплакала, когда судно, на котором она с 1954 года проплыла более миллиона морских миль, издало прощальный гудок. Зато теперь на его борт ежегодно поднимается 300 тысяч посетителей. На сегодняшний день в Европе осталось всего три королевских яхты, которые используются по назначению. Одна из них – "Dannebrog".

Изначально Dannebrog – это название датского национального флага, документально подтвержденная история которого уходит в XIV век. Неудивительно, что такое же имя носит – уже второй – корабль, который ходит под этим флагом. Предыдущая колесно-паровая яхта была построена в 1879 году. Это судно было поистине историческим. Именно на нем 23 ноября 1905 года датский принц Карл прибыл в Норвегию, чтобы занять престол этой страны под именем Хокон VII. С 11 по 23 июля 1909 года "Dannebrog" с королем Дании Фредериком на борту совершил рейс в Россию – навестить сестру Дагмару, ставшую женой императора Александра III Марией Федоровной. А с 14 по 17 мая 1912 года судно выполняло печальную миссию: доставить на родину тело внезапно скончавшегося в немецком Гамбурге короля Фредерика VIII. К концу 20-х годов прошлого века оно устарело и было признано непригодным для эксплуатации. 

Новую яхту для королевской семьи заложили на военно-морской верфи в Копенгагене 2 января 1931 года. Торжественный спуск корпуса яхты на воду состоялся 10 октября 1931 года, а 26 мая 1932 года – ровно 90 лет назад – судно было сдано в эксплуатацию. 

Принц Кристиан с ранних лет привык кататься на королевской яхте

Корпус судна стальной; имеет нос по типу клипера и эллиптическую корму, свойственную боевым кораблям того времени. И по сей день королевская яхта в экстренных случаях может использоваться в качестве госпитального судна или патрульного корабля. Во время рейсов корабль также выполняет такие задачи, как морское наблюдение, спасение утопающих и обучение будущих офицеров. Поскольку яхта входит в состав ВМС, экипаж набран из военных моряков. Кораблем "Dannebrog" управляет королевский капитан, являющийся членом придворного штаба. Экипаж состоит из девяти офицеров, семи сержантов, двух констеблей и 36-39 специально отобранных матросов. Офицеры обычно командируются на яхту на срок от двух до четырех лет, а призывники – только на одно лето. 

Каждый год в январе команда новобранцев отправляется в начальную школу ВМФ во Фредериксхавне, где они проходят базовую военно-морскую подготовку, прежде чем в апреле встретиться с королевой на борту ее корабля "Dannebrog". Именно призывники выполняют все практические задачи, такие как рулевая и наблюдательная служба во время рейсов, охрана яхты в порту, а также чистка и полировка латунных деталей, которых на корабле очень много – как снаружи, так и внутри. Повара, пекари и машинисты – тоже новобранцы с соответствующей профессиональной подготовкой. После завершения службы и обучения на борту королевского корабля большая часть из них продолжает военно-морскую карьеру на других кораблях ВМФ Дании.

И все же яхта "Dannebrog" – это, прежде всего, официальная и частная резиденция королевской семьи во время летних круизов по Дании или в ходе официальных зарубежных визитов в соседние страны. Если смотреть снаружи, корабль можно разделить на две части: перед дымовой трубой место размещения экипажа, грузов, машинное отделение. В корме — королевские апартаменты, в которых могут разместиться 14 гостей-пассажиров. Там находится кабинет королевы, столовая, гостиная, спальня и многое другое. Королева и ее сын Фредерик принимают участие в оформлении интерьера, выборе мебели и оборудования. Кстати, значительная часть ценной обстановки и оборудования комнат монархини были доставлены на "Dannebrog" с его предшественника.

Королева Маргрете открывает сезон навигации в 2022 году

С момента начала эксплуатации яхта прошла более 300 тысяч морских миль и посетила большинство портов Дании, Гренландии и Фарерских островов, а также большинство портов Европы. Совершала круизы в Средиземном и Карибском морях. На ее борту плавали король Дании Кристиан X c супругой Александриной Мекленбург-Шверинской, Фредерик IX с супругой Ингрид Шведской. Но последние 50 лет каждый год в конце апреля или начале мая на его борт поднимается королева Маргрете II, и таким образом дает старт летней навигации в Дании. На яхте часто бывает кронпринц Фредерик, и его сын принц Кристиан, который когда-нибудь станет королем Кристианом XI, чувствует себя на ней как дома. В 1980—1981 году яхта прошла капитальный ремонт с заменой двигательной установки и навигационного оборудования. Из года в год проверки показывают, что корпус корабля находится в отличном состоянии. 

Кронпринц Фредерик и принцесса Мэри на праздновании 90-летия яхты
Королева Маргрете II на праздновании 90-летия яхты
Кронпринц Фредерик с семьей на борту яхты в 2008 году
Когда был жив супруг королевы Маргрете принц Хенрик, она путешествовала на яхте гораздо чаще, чем сейчас

Читайте также