Эрик Булатов “У источника”, 1956
Одна из фишек проекта - возможность увидеть произведения выдающихся авторов времен их студенчества и узнать, с чего они начинали свой путь в искусстве. Например, в экспозиции есть работы отца соцарта и одного из основателей московского концептуализма Эрика Булатова. На картине “У источника” вереница женщин терпеливо ждет своей очереди к колонке с водой.
Роза Королева “Девушка в красном сарафане”, 1957
Об этой художнице почти ничего неизвестно. Роза Королева умерла в 1957 году, не успев закончить институт, но ее работа все эти годы находилась в МГАХИ. Так что “ВЫПУСК. ИСТОРИЯ. СУРИКОВСКИЙ” стал первой выставкой художницы. А ее яркая “Девушка в красном сарафане”, похожая на героинь Филиппа Малявина, наконец представлена публике.
Клавдия Тутеволь “Композиция”, 1946
Ученица Александра Дейнеки, Клавдия Тутеволь создавала монументальные панно, которые украшали интерьеры театров и институтов. Героями ее произведений становились рабочие, спортсмены, комсомольцы. И - былинные богатыри, как в композиции, представленной на выставке. Возможно, к этой работе причастен и сам Дейнека: не исключено, что карандашные пометки у ноги одного из персонажей сделаны именно его рукой.
Виктор Иванов “Портрет К. Н. Пронкина”, 1987
Старейшему участнику выставки в этом году исполнится сто лет. Мастер сурового стиля, Виктор Иванов рассказывает, что ничего не выдумывает - пишет то, что его окружает. Например, сельских жителей из сел в Рязанской области, откуда родом его мать.
Алексей Благовестнов “Цой на мотоцикле”, 2004
За двадцать лет существования скульптура Алексея Благовестнова побывала в разных городах, связанных с именем лидера группы “Кино”. В Москве ее установили в кинотеатре “Октябрь” - в день повторного выхода в прокат фильма “АССА”. В Петербурге “Цой на мотоцикле” появился у БКЗ “Октябрьский” к 50-летию музыканта. А в 2015-м скульптура оказалась в небольшом городке Окуловка Новгородской области. И тоже неслучайно: здесь снимали фильм к 60-летию Виктора.
Вячеслав Клыков - авторская уменьшенная копия памятника преподобному Сергию Радонежскому, 1988
Работая над этой скульптурой, Вячеслав Клыков вдохновлялся картиной Михаила Нестерова “Видение отроку Варфоломею”. Он был первым в советские годы, когда религия была практически под запретом, кто обратился к изображению святого. Несмотря на то, что скульптуру уже привезли на место установки, местные власти были категорически против. Почти год автор боролся за то, чтобы памятник установили в селе Городок недалеко от Троице-Сергиевой лавры. И добился своего.
Михаил Курилко - эскиз декорации к балету “Красный мак”, 1927
В 1920-х годах художник работал в Большом театре и создал сценографию для многих постановок. А для балета “Красный мак” написал, в том числе, и либретто. Это была первая постановка театра, где героями стали матросы и рабочие: советский корабль, оказавшись в порту Китая, помогает местным грузчикам кули, и невольно становится причиной восстания бедняков против богатеев.
Выставка открыта до 26 мая.