Выбрать регион  RU
×
Архив номеров
Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2025.

Все права защищены.

Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Диагноз: Спектакль с множественными гранями

Диагноз: "Спектакль с множественными гранями"

Пьеса «Комната Адлера» о взаимодействии психиатра с его пациентом написана специально для театра Ермоловой. Уже в конце сентября текст превратится в премьерный спектакль. На сцене исследовать человеческое сознание будут артисты Олег Меньшиков и Евгений Ткачук. Разбираем «историю болезни» новой постановки: похоже, зрителей ждет захватывающий театральный опыт.

Теги: Театр

Общие данные

Драматург: Анастасия Букреева

 

Режиссер-постановщик: Лера Суркова

Художник-постановщик: Михаил Гербер

В ролях: народный артист России Олег Меньшиков и Евгений Ткачук

Премьера: 28, 29, 30 сентября

Место: Основная сцена театра Ермоловой

Первичное представление

За одну неделю молодой человек двадцати восьми лет Иван совершил несколько преступлений. Его лицо отчетливо запечатлели камеры видеонаблюдения, но обвиняемый почти убедил суд, что не имеет никакого отношения к ограблению, нападению на полицейского и изнасилованию. Всех смутила странная деталь: на заседании уверенная речь взрослого мужчины сменилась детской песенкой. Разобраться в том, актерская ли это игра или психическое расстройство, пригласили психиатра. Хороший доктор, профессионал, человек с безупречными отзывами Петр Алексеевич Адлер приступает к работе и понимает, что общаться предстоит сразу с несколькими личностями. Задача — отыскать изначальную версию Ивана и вернуть ему целостность сознания. 

Анамнез

Драматург Анастасия Букреева — известный автор. Ее работы ставились на сценах России и мира, пьесы получали награды на фестивалях и конкурсах. «Комнату Адлера» она написала по заказу театра Ермоловой, так что история эксклюзивная. Идея основана на биографии американского убийцы Билли Миллигана: внутри него одного уживались 24 личности, отличавшиеся по возрасту, полу, национальности, характеру, обладавшие разными убеждениями и навыками. Миллиган стал самым известным случаем диагноза «множественная личность». 

В спектакле заняты всего два артиста. Роль психиатра Петра Алексеевича Адлера исполняет Олег Меньшиков. На роль обвиняемого Ивана пригласили Евгения Ткачука. Есть только одна нестыковка: героев в пьесе 14. Чувствуете накал? У каждого персонажа есть свое помещение в большом доме сознания и свой выход в постановке. 

«Комната Адлера» вообще устроена таким образом, что не успеваешь заметить момент перехода в другую, чуть более безумную, плоскость повествования. История затягивает, сцены подсвечивают в душе то сострадание, то удивление, то отвращение, то что-то трогательное. Темп ускоряется, только успеваешь выхватывать из реплик острые темы и важные моменты. В рассуждениях героев находишь много ценного: от тяжелых вопросов, которые стоит себе задать, до настоящей поддержки. Зависит от того, из какой «комнаты» собственного сознания смотреть. 

Декорации стерильные, словно помещение для допроса, но технологичные и сложносочиненные, как и человеческое сознание. Здесь все связано, здесь электричество превращается в изображения на больших экранах, будто нейроны посылают сигналы друг другу, пытаясь собрать все в единое целое. Здесь видео то прерывается шумами, то включает картинки с камер наблюдения, чтобы был шанс разобрать все с разных ракурсов. Лайтбоксы на полу подсвечивают небольшие детали — свидетельства присутствия субличностей, а в следующий момент все погружают во тьму. Как будто уставший психиатр в конце рабочего дня закрывает глаза, трет переносицу и пытается понять, кто больше сошел с ума: его подопечный или он сам?

Заключение

На основании имеющихся материалов и исследований оставляем за собой право поставить будущей премьере предварительный диагноз — спектакль с множественными гранями. 

Здесь присутствует погружение в проблему диссоциативного расстройства, зрители пройдутся с экскурсией по человеческому сознанию, исследуют его способности и механизмы выживания. Постановка также похожа на гипноз или глубокую медитацию: «Вы находитесь в темной комнате. Вы видите, как открывается дверь. Вы встаете и медленно идете к выходу, вы выходите из комнаты. Перед вами длинный-длинный коридор. Вы идете по нему, не торопясь, спокойно, умиротворенно. В самом конце вы видите яркий свет. Идите к нему. Идите к свету, Адлер».  

Для каждого «Комната Адлера» превратится во что-то свое — личное и глубокое, каждый заберет с собой из театра новое осознание, размышление или подсказку. Получается, что это еще и спектакль-терапия. Возможно, он вызовет желание проверить свои «комнаты» на чистоту и безопасность. 

Это будет не просто спектакль о психиатрическом случае. Это будет история о нашей соединенности, о том, что у всех людей есть нечто общее, но при этом у каждого свои особенности, которые делают любого человека неповторимым, а значит важным. Петр Алексеевич смотрит на Ивана, а видит себя. Зрители наблюдают за героями, а знакомятся с собой. 

Билеты на сайте театра ermolova.ru.

Текст: Дарья Ганина