Москва, Большой театр
“Буря”
5-6 октября
В прошлом сезоне “Буря” вернулась на Новую сцену Большого театра спустя 200 лет. Эту шекспировскую пьесу вообще редко ставят в российском балете, считается, что в ней недостаточно эмоций для пластического воплощения. Последняя работа Шекспира рассказывает о свергнутом герцоге, а ныне волшебнике Просперо, который вынужден жить за далёком острове вместе со своей дочерью и слугами. Он жаждет мести и с помощью магии насылает бурю на корабль предателей. Среди спасшихся есть сын врага Фердинанд, в которого дочь Просперо Миранда сразу же влюбляется.
Двухактный балет создан композитором Юрием Красавиным и хореографом Вячеславом Самодуровым, костюмы придумал модельер Игорь Чапурин. Волшебный мир острова окружен в спектакле не голубыми волнами, а стальной решеткой. От одного этого уже создаётся необычное впечатление. Плюс фирменная хореография Самодурова, лишенная классических пируэтов и потрясающая игра ведущих артистов Большого театра.
Ну а на основной сцене осенью идет классика мирового балета – “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Жизель”, “Ромео и Джульетта” и “Коппелия”, а также “Чайка” в постановке Юрия Посохова.
Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Вечер балетов “В темных образах. Маленькая смерть. Минус 16”
25-26 октября
Комбинация одноактных балетов состоит из трех постановок. Балет Максима Севагина “В темных образах” на музыку Антонио Вивальди посвящен образам и символам балетного искусства. Помимо прекрасной музыки в спектакле особую роль играет свет, создающий атмосферу и подчеркивающий пластику артистов. В балете Иржи Килиана “Маленькая смерть” звучат фортепианные концерты Моцарта, которые идеально сочетаются с хореографией шести мужчин, шести женщин и шести рапир. Постановка израильского хореографа Охада Нахарина “Минус 16” – о свободе и драйве. Эта свобода позволяет артистам максимально раскрываться в импровизационной технике танца, а некоторым зрителям – оказаться внутри постановки.
Москва, Государственный Кремлевский дворец
“Postscript: лучшее”
9 ноября
4 самых известных балета проекта Postscript со звездами Большого театра покажут в Кремле в честь юбилея компании MuzArts: «Франческа да Римини» на музыку Чайковского в постановке Юрия Посохова, «Фавн» бельгийского хореографа Сиди Ларби Шеркауи на музыку Дебюсси, “Минотавр” испанца Патрика де Бана на музыку Макса Рихтера, а также Postscript англо-испанского хореографического дуэта Пола Лайтфута и Соль Леон на музыку Гласса. За один вечер зрители увидят прим, премьеров и солистов Большого театра России: Дениса Савина, Вячеслава Лопатина, Артемия Белякова, Екатерину Крысанову, Анастасию Сташкевич, Елизавету Кокореву, Марию Виноградову, Анастасию Денисову, Алексея Путинцева, Дмитрия Дорохова, Георгия Гусева. Также в проекте “Postscript: лучшее” занят звезда современной хореографии Ильдар Гайнутдинов.
Санкт-Петербург, Мариинский театр
“Бахчисарайский фонтан”
2 октября, 16 октября
Хореографическая поэма, впервые поставленная в Мариинке в 1934 году, даже спустя 90 лет остается шедевром и фирменным знаком театра. Спектакль открыл новое течение в советском балете, когда главным в постановке становился не танец, а драматическое искусство и пантомима. Музыку к спектаклю написал профессор консерватории, авторитетный композитор и музыковед Борис Асафьев. Молодой на тот момент балетмейстер Ростислав Захаров решил соединить хореографию с высокой литературой, главную партию он отдал Галине Улановой. Нынешние артисты, задействованные в спектакле, чтут традиции этой исторической постановки, и продолжают в той же технике воплощать пушкинских персонажей. Всем известна эта печальная история о гордой Марии, против своей воли оказавшейся в гареме хана Гирея и погибшей от руки ревнивой жены Гирея Заремы.
Санкт-Петербург, Михайловский театр
“Спящая красавица”
25-26 сентября
Сюжет сказки Шарля Перро и музыка Петра Чайковского знакомы всем с детства, но испанский хореограф Начо Дуато нашёл новые способы рассказать эту историю. Хотя и следуя правилам классического стиля, заложенным Мариусом Петипа, Дуато всё же иронично отходит от них и ставит спектакль по собственноручно написанному либретто. Действие балета разворачивается в окружении сказочного сада, и персонажи как будто становятся его крылатыми обитателями. Постановка рекомендована для зрителей старше 6 лет, но создатели спектакля считают, что и возраст 36 лет, и возраст 66 лет тоже попадают в рекомендованные рамки, если человек всё ещё испытывает потребность в чудесах и готов их принять.
Волгоград, Царицынская опера
“Рахманинов. Навсегда”
22 сентября
В мультижанровом спектакле-концерте «Рахманинов. Навсегда» примут участие звезды балета Большого театра и Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Автор идеи Илзе Лиепа расскажет об одном из самых известных российских пианистов и композиторов Сергее Рахманинове. Воссоздать полную невероятных поворотов жизнь Рахманинова помогут знаменитые премьеры Большого театра России Евгения Образцова и Семён Чудин, Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин, первая солистка МАМТ Валерия Муханова и Дмитрий Соболевский, а также Дмитрий Антипов. Артисты выступят под виртуозные произведения Сергея Рахманинова в исполнении блестящих пианистов Екатерины Соломатиной, Максима Пурыжинского и оркестра Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» под управлением дирижера Сергея Гринева.
Также все настоящие любители балета могут присоединиться к бесплатному концерту-лекции «Русский балет» 22 сентября в 12:00 с участием звездных солистов и юных танцоров. а 21 сентября в 11:00 состоится показ фильма-балета Андриса Лиепы «Жар-птица» с комментариями искусствоведа Янины Гуровой.
Новосибирск, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
“Корсар”
31 октября
Художественный руководитель труппы, солист петербургского Михайловского театра Александр Омар предлагает зрителям новую версию “Корсара”. Романтизм XIX века встречается со спецэффектами и видео-проекциями века XXI, хореографические традиции прошлого дополнены динамикой и зрелищностью, к которой привыкли современные зрители. Символично, что “Корсар” был первым балетом на сцене новосибирского театра в 1946 году. Сама история, написанная Байроном, остается прежней: пираты испытывают судьбу, сражаются, влюбляются, совершают поступки, попадают в неприятности и отправляются в путешествия.