RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
5 секретных мест для прогулок в Москве: советует архитектор Евгений Коблов

5 секретных мест для прогулок в Москве: советует архитектор Евгений Коблов

Осень — лучший период для уютных прогулок. Уже не жарко, но еще не холодно, а значит самое время насладиться неспешным променадом по улицам любимого города. Вместе с архитектором-дизайнером Евгением Кобловым приглашаем вас на увлекательную архитектурную экскурсию по Москве.

Дом культуры имени Русакова

Москва: ул. Стромынка, 6

Автором уникального здания-шестеренки стал знаменитый архитектор Мельников, работы которого были широко известны за границей и во многом определили развитие архитектуры XX века. Это первое в мире строение, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трех зубцах-выступах. Мельников пытался реализовать идею трансформируемого пространства, а потому сделал не только необычную планировку, но и предусмотрел перемещающиеся стены. Вес некоторых из них достигал четырех тонн.

В работе были использованы самые прогрессивные на тот момент технологии. Здание клуба буквально опередило время и стало всемирно известным памятником авангарда, до сих пор притягивающим внимание поклонников необычной архитектуры. Советский авангард и конструктивизм оказались революционными направлениями во всех смыслах. Эти стили в совершенстве отразили тональность эпохи, воплотив ее в соответствующих экстраординарных формах. А советская архитектура 1920-1930-х годов стала исключительным явлением, на которое в дальнейшем ориентировались архитекторы по всему миру. И сейчас у нас с вами есть возможность увидеть пример архитектуры, которая создавалась из будущего.

Посетить это здание можно, купив билет на спектакль — сейчас здесь находится Театр Романа Виктюка. Также можно отправиться на экскурсию, в рамках которой покажут не только сцену и зрительный зал с карманами для «живых стен», но и рабочие пространства театра.

Дом Мельникова

Москва: Кривоарбатский пер., д. 10

Такой выдающийся архитектор-авангардист как Константин Мельников не мог жить в обычном доме. А потому спроектировал и построил себе жилье с необычными круглыми стенами. Здание получилось настолько особенным, что вошло в список международной сети Iconic Houses Network, насчитывающий около 150 уникальных жилых домов XX века.

Подчеркивает исключительность проекта и тот факт, что Мельников сделал себе в доме домофон. Для 1927 года это было настоящей инновацией. Кроме того, автор реализовал здесь уникальную систему воздушного отопления, известную сегодня многим как канадская или американская канальная схема воздушного отопления. Строение представляет собой два врезанных друг в друга кирпичных цилиндра. Центральной осью здания является винтовая лестница, которая ведет в разные помещения обеих «башен». «Северный» цилиндр освещается 57 шестигранными окнами, а в «южном» в одной из стен сделано большое окно-витрина в дополнение к другим окнам. Комнаты из-за скругленных стен выглядят непривычно, поэтому первое время ориентироваться в них весьма затруднительно.

На самом деле в доме гораздо больше шестиугольных окон. Такой рисунок стен был сделан, чтобы сэкономить на кирпиче. В дальнейшем некоторые из-этих «сот» были засыпаны строительным мусором и  оштукатурены, а сами стены при этом не потеряли прочности. Испытывая финансовые трудности к моменту завершения стройки, Мельников стремился создать экономически выгодное жилье, которое еще и можно было сделать массовым. Его дом — наглядный пример того, как сложности мотивируют архитектора изобретать новые технические и дизайнерские решения.

Двор Дома Мельникова открыт для бесплатного посещения. А в самом музее-мастерской регулярно проходят экскурсии для сборных мини-групп, на которые можно записаться заранее. Разрешена любительская фото- и видеосъемка.

«Экспериментальный» дом Наркомфина

Москва: Новинский бульвар, 25, корп. 1

Светлое здание на Новинском бульваре не сразу бросается в глаза. Так проявляется одна из главных особенностей архитектурных стилей под названием «авангард» и «конструктивизм». Лаконичность форм, минималистичный дизайн, абсолютная функциональность помещений — такой создатели этих зданий видели идеальную архитектуру будущего. Это строение — источник моего бесконечного вдохновения, поскольку на его фоне архитектура сегодняшнего дня выглядит скорее псведосовременной. Совершенная форма, гармоничность выверенных пропорций и точное отражение духа города воплощают собой настоящий, истинный московский архитектурный стиль.

Для меня как архитектора, особенно интересно и ценно то, что направления конструктивизма и авангарда возникли после революции, став ответом на запрос перемен. Архитекторы тогда получили полную свободу творчества и начали изобретать уникальные формы. Здания, выполненные в этих стилях, наглядно демонстрируют нам, как красиво могут воплощаться передовые и смелые решения, не ограниченные номенклатурой. Несомненно, эти строения отвечали требованиям и идеологии своей эпохи, но при этом основаны на самых дерзких идеях и конструкторских решениях. Абсолютная гармония содержания и формы.

Итальянский футурист Антонио Сант-Элиа прекрасно выразил суть этой архитектуры: «Дом это машина для жилья». Действительно, правительство намеревалось построить лучшее общество. А перед архитекторами была поставлена задача создать все условия для жизни нового советского человека. Дом Наркомфина — один из главных памятников архитектуры того времени и символов эпохи. Именно с него должно было начаться переформатирование сознания советского человека в лучших традициях коммунизма. Министр финансов Николай Милютин, большой любитель авангарда и необычной архитектуры, выступив основным заказчиком здания, сам спроектировал для себя пентхаус на верхнем этаже. Но примечательно здание не только этим. В доме были предусмотрены необычные 2-уровневые квартиры: на первом этаже была гостиная, на втором — спальня и санузел. Также были варианты сдвоенных квартир и несколько отдельных комнат с общим душем и туалетом. На крыше раполагались шезлонги для принятия солнечных ванн, а в здании общего пользования — столовая, библиотека и спортзал. Окна спален выходили на восток, а гостиных — на запад. Интересный факт: в послевоенные годы первые «панельки» в Японии возводили с таким же расположением окон. Летом 2020 года закончилась реставрация здания, которой руководил архитектор Алексей Гинзбург, внук создателя самого проекта Моисея Гинзбурга. Здание оставили жилым — все квартиры в нем давно распроданы, а на плоской крыше обустроили солярий и террасу, в соответствии с изначальным проектом. В дальнейшем здесь планируют также создать общественное пространство, как и задумывал архитектор. В настоящее время в рамках сборных экскурсий можно попасть в дом и увидеть коммунальный корпус с его двухуровневыми пространствами, общественные зоны жилого корпуса и побывать на эксплуатируемой кровле.

Дом-коммуна на Орджоникидзе

Москва: ул. Орджоникидзе, 8/9

Почувствовать настроение этого здания нам поможет небольшое погружение в атмосферу прошлого. Советская идеология мыслила счастье человека в его пользе другим. Любая индивидуализация была вредоносной. Тогда как причастность к коллективу и служение его целям — залогом всеобщего благополучия.

Как ни странно, но именно женская часть авторского коллектива предложила концепцию пространства для жизни нового советского общества, в которой институт семьи мыслился рудиментом прежнего строя. Считалось, что оптимальной длительностью брака будет период 15 лет: столько времени достаточно для воспитания советского ребенка, который потом мог быть встроен в общество. Затем родители и взрослые дети расселялись по отдельным комнатам и жили самостоятельно, пользуясь общественными пространствами внутри жилого комплекса.  

Новаторский для своего времени дом-коммуна стал первым в новой эпохе, идеально воплотившим утопические идеи обобществления жизни и отказа от ценностей домостроя. Он состоял из небольших комнат-спален без туалета и кухни. Предполагалось, что готовить еду, мыться и убираться все жильцы будут вместе, посменно. В свободное от бытовых забот время надлежало следить за порядком, грамотностью и нравственностью, не допускать религиозности и хулиганства. Предполагалось, что в новом мире никто не будет обременен лишними заботами, чтобы направлять силы и время на самореализацию и улучшение жизни общества.

В наши дни здесь располагается общежитие аспирантов МИСиС. Это уникальное здание тоже можно посетить во время экскурсии и своими глазами увидеть один из редких в Москве пандусов вместо лестницы, фрагменты оригинального стального каркаса дома и все архитектурные принципы авангарда, которые сформулировал Ле Корбюзье и воплотил архитектор Иван Николаев.

Дом Моссельпрома с “башнями-небоскребами”

Москва: Калашный переулок, 10/2

«Нигде кроме как в Моссельпроме», — восклицал Маяковский и был абсолютно прав. Моссельпром был объединением крупных производителей продуктов, которое располагалось в здании на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков. Организация заказала у поэта стихотворение, которое впоследствии стало бессмертной рекламой.

В то время 11-этажные башни дома считались очень высокими, а потому здание вошло в историю как «первый советский небоскреб». Также строение стало первым в мире, созданным в стиле конструктивизм. Что важно: его форма получила приоритетное значение перед оформлением. С Дома Моссельпрома началась история авангарда и конструктивизма: бумажная архитектура начала воплощаться в реальные и уникальные бетонные строения. Можно сказать, что это здание определило сегодняшний мир архитектуры.

Примечательно оно еще фасадами, необычно расписанными. А именно — рисунками и наименованиями продукции, которой тогда славился Моссельпром: папиросы «Герцеговина Флор», дрожжи, пиво «Друг желудка», воды, печенье, конфеты «Мишка косолапый», шоколад, молоко. Такое оформление фасадов стало абсолютно новаторским, ведь понятия графического дизайна тогда не существовало. В 1930-х годах оригинальные надписи были утрачены, но восстановлены спустя полвека, ярко выделяя сейчас здание среди типичной городской застройки. 

Сейчас это обычный жилой дом и экскурсии по нему не проводятся. Попасть внутрь можно через основной вход и самостоятельно побродить по подъезду, где сохранились лестницы с символикой Моссельпрома и старые лифты.

Читайте также