RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Любителям барокко посвящается: зачем идти на выставку Императорские портреты. Историческая ретроспектива

Любителям барокко посвящается: зачем идти на выставку "Императорские портреты. Историческая ретроспектива"

Искусствовед и куратор выставки Петр Баранов рассказал HELLO.RU о своем знаменитом тезке Петре I и эпохе величия Российской Империи.

Ретроспектива портретов российских императоров представлена в выставочных залах РОСИЗО в Петроверигском переулке. Условный повод – 300-летие провозглашения Российской империи, которое случилось в 1721 году. 22 октября (2 ноября по старому стилю) по прошению сенаторов Петр I принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества.  Столицей Российской империи с 1721 по 1728 и с 1730 по 1917 был Санкт-Петербург, а в 1728-1730 годах – Москва. 

Центральное место выставки занимают работы скульптора Леонида Баранова, мастера, которому парадоксальным образом удается сократить дистанцию между исторической личностью и современным зрителем. Его цари, поэты, общественные деятели показаны живыми людьми, свободными от клишированных представлений. О работах знаменитого отца, связи времен и характерах российских императоров рассказывает искусствовед, куратор выставки "Императорские портреты. Историческая ретроспектива" Петр Баранов.

Баранов Л.М. “Петр I”, 2001 год
Баранов Л.М. “Петр I”, 2001 год

Петр, что вы считаете самой сильной, достойной внимания работой на выставке? 

Уверенно лидирует для меня "Петр I и Людовик XV в Париже в 1717 г. "Держу в руках всю Францию". Эта скульптура посвящена историческому событию, которое произошло во время визита императора Петра I в Париж (российский самодержец, встретив 7-летнего главу династии Бурбонов, поднял его и, прижав к груди, воскликнул: "Держу в руках всю Францию!" – прим. ред.). Эта композиция невероятным образом отражает идеологию и весь внутренний замысел российского самодержца. Скульптура, созданная Леонидом Барановым несколько лет назад, стала одним из последних в серии образов Петра I. 

Могли бы рассказать о методе скульптора? 

Леонид Баранов – скульптор образов и смыслов, каждый герой в его творчестве появляется не случайно, каждый досконально изучается. Рассматриваются предыдущие портреты, особенно сделанные при жизни, прочитывается невероятное количество литературы, мемуаров, писем. И лишь после того, как образ героя полностью сложится, появляются эскизы и небольшие композиции, которые зачастую потом перерастают в монументальные произведения. Некоторые из них установлены в парках Европы и России.

Отбор выставки начался от заданной темы, которая в течении более 30 лет волнует скульптора Леонида Баранова. Его императоры – это не отдельные герои, а герои своего времени. Императоры традиционно окружены соратниками и сподвижниками, что создает театр скульптур, каждая композиция вписывается в определенный хронологический отрезок.

Шипицова Е.В.
Шипицова Е.В. "Павел I и младенец Пушкин", 2015 год

Могли бы вы рассказать о своем личном переосмыслении 300-летней истории России?

Для человека, окончившего исторический факультет МГУ со специализацией на русском искусстве, это наиболее важные три столетия. Мы рассматриваем историю и искусство всегда в некой параллели. Зачастую исторические события отражаются на том или ином предмете искусства. Сегодня искусство овладевает умами зрителей как на улицах, так и в музеях. За 300 лет Российской империи во многом сформировались та страна и тот образ, который мы видим и сегодня, ведь именно наши императоры – Петр, Екатерина и Павел – создали первые мощные доминанты городов, внесли европейские вкусовые предпочтения в архитектуре и искусстве. Именно при Ломоносове, Пушкине, Достоевском и других великих умах России жили наши императоры. Не было бы "великих созидателей", не было такой мощной истории страны. 

Что вы поняли про этот период, собирая картины, скульптуры для проекта? 

Скорее, не понял, а убедился в том, что это мой любимый период в истории нашей страны. Было бы здорово оказаться во времена Петра I, Екатерины II, увидеть Пушкина.

Баранов Л.М.
Баранов Л.М. "Екатерина II", 2004 год

В последние годы вышло довольно много исторических картин, предлагающих свои трактовки личностей российской империи. Какие экранизации вам показались интересными?

На мой взгляд, удачной можно считать экранизацию романа Алексея Иванова. Фильм "Тобол" Игоря Зайцева, где Дмитрий Дюжев выступил в образе Петра Великого, а Евгений Дятлов сыграл князя Гагарина.

Могли бы порекомендовать литературу, произведение, лучше всего описывающее этот период времени?

“Полтава" Пушкина не может не восхитить любого читателя. Именно благодаря таким ярким произведениям можно ощутить настоящего героя – императора Петр I.

Шипицова Е.В.
Шипицова Е.В. "Александр I подписывает указ об открытии Лицея", 2015 год

Первое фото в статье: куратор выставки Петр Баранов, скульптура Баранов Л.М. "Петр I после победы над Полтавой" 2016 года, бронза, высота 120 см. За спиной – гравюра Янхин Р.М. “Гангутский бой" 1989 г., бумага, линогравюра, 31, 5х36, коллекция РОСИЗО.

Читайте также