RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Кринолины, турнюры и пуговицы из панциря черепахи – где можно увидеть то, что носили модницы XIX века

Кринолины, турнюры и пуговицы из панциря черепахи – где можно увидеть то, что носили модницы XIX века

До 20 апреля на ВДНХ (павильон “Рабочий и колхозница”) проходит выставка исторического костюма “Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна”. Всего на выставке представлено более 400 подлинных предметов из частных коллекций: платья, обувь, нижнее белье, аксессуары, гравюры. HELLO! беседует с ее куратором, коллекционером, историком моды и писателем Назимом Мустафаевым.

Почему мода XIX века обозначена как изменчивая? Сейчас каждое десятилетие приносит нам полное обновление стиля. А как было тогда?

XIX век считается долгим. Его культурная история начинается в конце XVIII века после Великой французской революции и длится практически до начала Первой мировой войны. Естественно, за это время мода часто менялась – то в соответствии с революционными событиями, то благодаря развитию технологий, то в силу необъяснимых женских капризов.

Как различить моду ампира, викторианской эпохи и модерна?

Мода проявляется в изменениях силуэта, и разница начала века, середины и его конца хорошо заметна. Ампир характеризуется колонообразными платьями с высокой талией из легких, облегающих тело светлых тканей и обувью на плоском ходу. Викторианскую моду отличают кринолины, которые развивались от стеганых до каркасных, увеличиваясь в размерах. Менялись формы и объемы, и ближе к концу XIX века кринолины заменились турнюрами. Модерн ознаменовался появлением S-образного силуэта с заниженной линией груди и завышенной сзади талией – так называемая “голубиная грудка” хорошо заметна в профиль.

Без чего нельзя представить модницу XIX века?

Сложно говорить о едином образе, но, вероятно, практически обязательным тогда элементом гардероба был головной убор. Он изменялся чаще, чем платье и, тем более, чем обувь, но при всем многообразии головных уборов на протяжении девятнадцатого столетия сложно было представить себе женщину без шляпки.

Что, по-вашему, можно позаимствовать из моды XIX века?

Время сильно меняет идеалы красоты, новые условия жизни влияют на моду. Но у моды XIX века современная модница может научиться красоте и гармонии. В наше время общество значительно ослабило требования к условностям гардероба: мы не переодеваемся по три-четыре раза в день, понятие “дресс-код” полностью девальвировалось. Демократия позволяет человеку ставить собственное удобство выше правил и культурных традиций. Очень хотелось бы, чтобы человек в этой погоне за свободой не забывал, что одеваться опрятно, красиво и адекватно ситуации — это признак уважения к обществу и самому себе.

Веер – непременный атрибут модницы XIX века
Веер – непременный атрибут модницы XIX века
Мужской пояс-корсет
Мужской пояс-корсет

На какие экспонаты вы советуете обратить внимание при посещении выставки “Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна”?

На выставке огромное количество интересных, уникальных предметов и выделить что-то очень трудно, но я попробую.

Поистине редким можно назвать мужской пояс-корсет из коллекции Антона Приймака, которых в мире осталось не более 3 -4 экземпляров. Удивительна по своей красоте “выставочная” или “призовая” обувь фирмы Eperon dOr, исполненная в единственном экземпляре – это из моей личной коллекции.

Обувь из коллекции Назима Мустафаева
Обувь из коллекции Назима Мустафаева

Есть несколько экземпляров с отсылками к историческим событиям. Так, среди вееров Евгении Доремидовой есть веер под названием “Заключение Тильзитского мира”. Как известно, император Александр I встречался с Наполеоном 25 июня 1807 года в крытом павильоне, построенном на плоту, посередине реки, и они беседовали с глазу на глаз целый час. Художник позволил себе вольность и добавил в компанию австрийского императора Франца II.

Веер “Заключение Тильзитского мира” из коллекции Евгении Доремидовой
Веер “Заключение Тильзитского мира” из коллекции Евгении Доремидовой

Вызывают восхищение своим изяществом и тонкой работой французские и английские наборы для рукоделия из коллекции Дарьи Березкой и Александра Лисицына. Удивляют разнообразием и сложностью декора сумки из коллекции Павла Карташова и Вадима Полубоярцева. Вышивка микробисером не может не впечатлять современного человека, привыкшего к предметам массового производства.

Наборы для рукоделия из коллекции Дарьи Березкой и Александра Лисицына
Наборы для рукоделия из коллекции Дарьи Березкой и Александра Лисицына
Сумки из коллекции Павла Карташова и Вадима Полубоярцева
Сумки из коллекции Павла Карташова и Вадима Полубоярцева

Мы привыкли считать пуговицу простым утилитарным предметом, но пуговицы в технике Shakudo, Satsuma, Shibayama из коллекции Натальи Пристанковой, выполненные с использованием драгоценных металлов, слоновой кости, кораллов, панциря черепахи и перламутра, скорее следует отнести к произведениям ювелирного искусства. Кружевная работа в мужских платках и детских платьях из коллекции Галы Гунем не могут не восхищать тончайшей работой и сложностью. Красота не устаревает.

Пуговицы из коллекции Натальи Пристанковой
Пуговицы из коллекции Натальи Пристанковой
Рейтинг материала: 0

Читайте также