RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Художница Юлия Мамонтова: Я люблю традиции

Художница Юлия Мамонтова: "Я люблю традиции"

О творчестве, знаменитых друзьях, старинной технике живописи и сути женщины художница Юлия Мамонтова рассказала в интервью HELLO.RU.

Юлия, расскажите, как вы начали заниматься искусством?

Я с отличием окончила МГИМО, очень старалась и хотела, чтобы родители мной гордились. Думала, буду работать по профессии. Но об искусстве мечтала с детства. По словам моей бабушки, Александры Мамонтовой, я была одаренным ребенком и мой талант проявлялся в рисовании. Только она меня поддерживала и хвалила, в то время как родители отправили в профессиональный спорт – рисовать было не перспективно.

Свою мечту о живописи я начала исполнять в 2012 году. В тот год в одном из путешествий я попала в серьезную аварию, в которой выжила благодаря помощи друзей. Они обо мне позаботились, определили к лучшему врачу. И после этого я устремилась к тому, о чем мечтала с детства – стать художником. 

Вы – одна из немногих, кто использует в своей живописи технику энкаустики. В чем ее особенность?

Я люблю традиции. Люблю опираться в творчестве на фундаментальные техники, но интерпретируя их современным языком живописи. Энкаустика – абсолютно живая техника. Картины в прямом смысле словно рождаются. Я создаю свои работы с помощью пчелиного воска с пигментами, используя горячие инструменты. Воск застывает мгновенно, но при этом можно успеть запечатлеть положительные мысли, чувства, эмоции. Тут есть какая-то связь: воск – живое вещество, при застывании молекулы стремятся передать информацию о настроении художника.

В России об этой технике мало кто знает. Даже в профессиональных кругах многие узнают об энкаустике лишь на лекциях об истории искусства античных времен. Работы, созданные в этой технике,  могут храниться веками. Некоторые произведения художников – энкаустов сохранились в первозданном виде в Лувре, ГМИИ Пушкина, Британском Музее, Метрополитен-Музее. Так что я решила разгадать секреты древней энкаустики и модернизировала рецептуру восковых красок, адаптировала технику под современные тенденции. При этом свойства состава остались не измененными, чтобы картины также долго хранились.

Какие основные темы вы затрагиваете в своих работах? О чем они? Что вас вдохновляет больше всего?

То, что происходит внутри меня и вокруг. Мне важна рефлексия, понимание, к чему стремлюсь я, к чему стремится женщина, как субъект социума, и люди в целом. Как устроена жизнь. Мне интересно созидать, изучать, видеть глубже. Такие размышления дают мне не только понимание, но и чувства, способность к эмпатии. Например, одна из моих любимых работ "Миндаль. Память Филлиды" – посвящена девушке по имени Филлида из мифа Древней Греции. Миндаль, как олицетворение любви со сладким ароматом, но легкой горчинкой. На мой взгляд, это идеальная метафора. Ведь горчинка в любви всегда будет стабилизировать аромат сладкого чувства.

Я вдохновляюсь историей своей семьи. Это дает мне силы для реализации своего предназначения, развития, для того, чтобы совмещать свою основную деятельность с осуществлением социальных проектов.

Таких как развитие международного сотрудничества в области искусства и культуры, популяризацию  забытых художественных техник, возрождение и сохранение культурного наследия и искусства разных эпох, возрождение старинной техники живописи "энкаустика".

Мне также близка женская тема. Размышления о женской сути позволяют больше погружаться и узнавать себя, раскрывать свою природу. А это, в свою очередь, очень влияет на мои произведения.

У вас серьезная родословная, расскажите про предков. Как это повлияло на становление вас как художника?

Я была близка со своей бабушкой, Александрой Васильевной. Она делилась со мной историями об искусстве, тяжелой жизни, потере нажитого состояния, о моих прадедушке и прапрадедушке, которые были купцами. Они ходили в большие мореплавания, привозили меха, пушнину, занимались торговлей и провозом международных грузов через Архангельск. Но потом все имущество было национализировано. Говоря о преемственности поколений, я имею ввиду свое наследство, среди которого – собрание картин замечательного русского импрессиониста П.Я. Анурина и раритетная, моя самая любимая старинная игрушка XIX века – неваляшка. Я бережно храню ее. У нее идеологический контекст – символ воли к победе, несгибаемость перед любыми невзгодами. Она всегда со мной на важных встречах и смотрит, как я пишу картины.

Вы живете в Турции, поменялось ли ваше творчество с момента , как вы туда переехали?

Я – космополит. Бываю в разных странах и каждый раз с нетерпением жду с ними встречи. Россия – родная душа, США – место, где творятся чудеса в моем творчестве: часто вижу здесь образы своих новых картин. К слову, именно в Америке я случайно нашла редкую технику энкаустику. Турция – кармическое место. Тут, мне кажется, я проживаю свою самую главную миссию.  И она связана не только с возрождением забытых техник искусства. Тут я столкнулась с тем, что энкаустику никто не знает вовсе. Мне захотелось рассказать об этой технике и передать свои знания другим художникам. Я планирую организовать образовательные программы не только для взрослых, но и юных авторов, делиться своими навыками и рассказать о многообразии живописных техник. Возможно, со временем мне удастся открыть глобальный центр развития творческого потенциала у взрослых и детей. Кстати, именно здесь мое мышление как художника стало более глобальным: я начала думать не только о своем творчестве, но и о современном искусстве в целом.

Вы уже создаете NFT? На сколько вам близка тема крипто-искусства?

Сейчас я только начинаю погружаться в этой новую и интереснейшую сферу современного искусства. Мне интересно познавать и разбираться в глобальных вопросах. И, конечно же, тот факт, что мы находимся  на стыке двух эпох, привлекает мой ум. Эра цифровой реальности началась и мне интересно взаимодействовать с новыми формами искусства. Но важным все равно остается возможность слияния фундаментального с новейшим. Поэтому в сфере NFT сейчас я ищу возможность интеграции и модификации фундаментального, но в разрезе цифрового и токенизированного.

Если бы вы жили сейчас в XXIII веке, какое бы искусство создавали?

Это точно было бы то, что видишь воочию, трогаешь, но одеваешь при этом специальные очки. Обязательно перемещаешься в картину и узнаешь подробнее, что хотел рассказать художник, что там за дверью и что думает персонаж, что случится и что будет происходить. Это стало бы интересным путешествием в произведение искусства и не только его визуальную, но и смысловую часть. Точно не будет экспликаций – аннотаций к выставке или картине.

Если человеку картина будет интересна с первого взгляда и она зацепит, то он обязательно войдет в закулисье.

Среди ваших друзей много известных личностей, расскажите о них.

Я искренне благодарна знакомым и близким друзьям, которые внесли большие перемены в мою жизнь, помогали в сложнейших ситуациях или просто были рядом.

Я с трепетом вспоминаю былые времена: как переехала в другую страну, как за последние два года не только коронавирус, но и современный ритм жизни перенесли нас в виртуальное пространство. Иногда мне хочется остановить время, остановиться самой и подумать. И для меня, как для художника, портрет – это то звено, та связь, которой нам так недостает в реальности. Портрет – это как будто две души: художника и героя, объединившиеся воедино. Портрет – непременная дань уважения и благодарности тем людям, с которыми я подружилась.

У меня есть серия портретов. На них – мои подруги и современницы, иконы стиля. Их изысканный вкус проявляется во всем: в своем деле, в повседневности, в общении, на фотографиях светской хроники. Они для меня – пример.

С Екатериной Двигубской мы познакомились в 2007 году в Мадриде. Она интереснейшая собеседница, с которой можно поболтать о жизни, а сериалы, созданные по ее сценариям, притягивают к экранам миллионы зрителей.

Женя Линович – поразительный человек, дизайнер, любительница путешествий, владелица бренда Masterpiece. И мама пятерых детей! Она дарит каждой женщине кусочек красоты, создает пример для подражания.

Гошу Куценко я встретила, кажется, в 2008 или в 2009 году, на закрытой вечеринке, где он выступал на сцене. Его песня "Корвалол" поразила меня, у нас завязались дружеские отношения. Гоша – замечательный человек, честный и добрый! Он поделился со мной идеей благотворительности, рассказал о том, что очень важно делиться частичкой доброты с другими людьми. Я воплощаю это через творчество, организовываю специальные. Например, в 2019 году прошла выставка в Huntington Beach (Калифорния, США), где все средства от продажи моих работ были направлены бездомным детям из Перу. В России проходила выставка "Медовый спас" для сбора денег на поддержку детей с ДЦП. Также были организованы бесплатные мастер-классы для детских домов: в 2020 году прошло занятие по нетрадиционной технике "Энкаустика" для воспитанников детского дома во Владимирской области. Про своих друзей я вообще могу говорить бесконечно: они вдохновляют меня на свершения, развитие, творчество.

Представитель династии Мамонтовых, эксперт по технике "энкаустика", вице-президент International  Eurasian Art Union Turkey, в прошлом году Юлия Мамонтова вошла в список "Лучшие современные художники России 2021". С работами Юлии можно познакомиться на выставке Bossom в московском POP UP музее (ул. Бутлерова, 17) до 26 февраля 2022 года.

Читайте также