Еще больше новостей в нашем Telegram-канале, группе ВКонтакте и канале Яндекс.Дзен
______________________________
Не за горами коронация британского монарха Карла III и его супруги Камиллы, и нам представится редкая возможность увидеть королевскую чету в полном блеске старинной золотой Государственной кареты Великобритании. Об этом и других средствах передвижения членов королевской семьи рассказываем в еженедельной колонке HELLO!.
На днях Букингемский дворец опубликовал трассу процессии 6 мая в Вестминстерское аббатство на коронацию, и из него — после церемонии. Интересно, что туда король и королева отправятся в запряженной шестеркой лошадей Государственной карете бриллиантового юбилея, сделанной к 80-летию королевы Елизаветы II. А вот обратно в Букингемский дворец коронованных короля и королеву повезёт запряженная восемью лошадьми старинная золотая карета, которая обслуживала коронации британских монархов, начиная с Уильяма IV в 1831 году.
Построенная в 1762 году во время правления короля Георга III эта карета, конечно, скорее историческая ценность, чем средство передвижения. Длиной 8,8 метров, высотой 3,6 метра и весом 4 тонны она сделана из дерева и покрыта тонким слоем золота. Она запрягается восемью лошадьми в красной сафьяновой сбруе. И хотя на карете предусмотрен облучок для кучера, но из-за ее древности и тяжести лошадьми уже многие десятилетия управляют форейторы — по одному на каждую пару. Колеса украшены силуэтами тритонов, два из которых -— в передней части кареты — трубят в раковины: «Дорогу монарху!».
Двери и окна обрамляют пальмовые ветви, на крыше императорская корона из позолоченного дерева, которую держат три херувима, символизирующих союз Англии, Шотландии и Ирландии. У них в руках меч, скипетр и знак рыцарства. По бокам, спереди и сзади на уровне глаз прохожих, панели, расписанные жившим в Англии итальянским художником Джованни Баттистой Чиприани. На одной из них изображены Марс и Минерва, которые не сражаются, а держат корону Британской империи — символ монархии. Это должно означать, что новый монарх принесет своим подданным мир и процветание.
Несмотря на роскошный и поистине королевский вид, в последние годы эта карета практически не выезжала из конюшен. Королева Елизавета II за 70 лет своего правления воспользовалась ею всего три раза: на коронации, во время 25-летия и 50-летия на престоле. Правда, причиной тому была не только и не столько ее ценность и уникальность, сколько очень неудобная конструкция. Карету поддерживают скобы и кожаные ремни, и она качается не только вперед-назад, но и из стороны в сторону. Еще король Вильгельм IV, бывший офицер военно-морского флота, сравнивал поездку в ней с пребыванием на борту корабля, "качающегося в бурном море".
Королева Виктория, хоть и использовала в молодости государственную карету для торжественных выездов, но тоже не была от нее в восторге и часто жаловалась на «удручающие колебания». По данным BBC, после Второй мировой войны дед нынешнего монарха Георг VI приказал провести капитальный ремонт, в частности, прорезинить окованные железом колеса, чтобы обеспечить хоть какой-то комфорт. Но это не спасло ситуацию. В прошлом году — в честь платинового юбилея королевы Елизаветы II — на Государственной карете Великобритании ехала и приветствовала подданных голограмма ее величества.
Сама монархиня сесть в нее не смогла. Поэтому британцы не удивились, узнав, что король Карл III изменил трассу, по которой ехала с коронации во дворец его мать, и вместо 8 километров, на которые Елизавета II потратила 2,5 часа, ему предстоит преодолеть два километра.
Кстати, в королевских конюшнях рассказывают, что 2 июня 1953 года было довольно прохладно, и, чтобы юная монархиня не замерзла, персоналу приходилось подкладывать под сиденье бутылки с горячей водой. Современные кареты, к счастью, хоть и выглядят старинными, но оборудованы по последнему слову техники, и в них, конечно же, есть возможность обогрева салона. Одна из них — запланированная к 80-летию Елизаветы II, но построенная спустя почти восемь лет, радовала королеву до конца ее жизни. Именно на ней, названной Государственной каретой бриллиантового юбилея, отправится на свою коронацию Карл III.
Закрытый экипаж сделан в классическом стиле и смотрится нарядно и торжественно. Целью его создателя Уильяма Джеймса Фреклингтона было отразить историю и наследие Соединенного Королевства, используя в строительстве материалы из исторических зданий, кораблей и других британских артефактов. Эта государственная карета сделана с использованием предметов, непосредственно связанных с более чем 30 королями и королевами Англии, Шотландии и Ирландии, знаковыми персонажами британской истории, ее крупнейшими победами и достопримечательностями.
Например, корона на крыше вырезана из древесины флагманского корабля лорда Нельсона, HMS Victory. В обшивке кареты использованы куски дерева из Лондонского Тауэра, корабля «Мэйфлауэр», Кентерберийского собора, Кенсингтонского дворца, часовни Святого Георгия в Виндзоре и т.д. Она украшена фрагментами исторических предметов — от шотландского коронационного Сконского камня до груза-противовеса из знаменитых лондонских часов Биг-Бен.
Не менее важным является то, что эта трехтонная карета оснащена гидравлической подвеской, системой кондиционирования, электрическим освещением, стеклоподъемниками. На ней покойная королева с удовольствием ездила на ежегодную церемонию открытия сессии парламента.
В королевских конюшнях есть не только государственные кареты, использующиеся для торжественных мероприятий. Имеются открытые ландо, пять из которых мы можем наблюдать в середине июня — на них члены семьи Виндзоров ездят на знаменитые скачки в Аскоте. Кроме того, там можно увидеть знаменитую «стеклянную» карету, которая в ноябре 1947 года везла новобрачных — принцессу Елизавету и герцога Эдинбургского Филиппа.
Она же 29 июля 1981 года доставила невесту наследника престола Диану Спенсер к собору Св.Павла в Лондоне. Обратно леди Ди возвращалась уже в сопровождении законного супруга и на другом транспорте — открытом черном ландо, украшенном золотом. Эта карета была изготовлена в 1902 году для коронации Эдуарда VII. Оно использовалось и для свадьбы принца Эндрю и Сары Фергюссон в 1986 году, а в 2011 году из него приветствовали восхищенную публику молодожены принц Уильям и Кэтрин Миддлтон.
Королевские конюшни в Букингемском дворце — это еще и музей, поэтому там находятся и устаревшие повозки, даже Государственные сани королевы Виктории. Но одновременно это и гараж, в котором содержатся Государственные автомобили — преимущественно Bentley и Rolls-Royce. Они отличаются от личного транспорта членов королевской семьи тем, что окрашены в черный и бордовый цвета и не имеют номерных знаков. Управляются эти автомобили несколькими шоферами, которые работают в конюшнях под началом главного королевского шофера, отвечающего за перевозку короля.