RU
×

Архив номеров

Magazine Архив номеров

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера

Момент тиары: кто, как и когда может носить королевское украшение

В еженедельной колонке HELLO! рассказываем пять правил, установленных Букингемским дворцом.

Простому обывателю, наблюдающему за жизнью британской королевской семьи по фотографиям в светской хронике, кажется, что в отношении тиар действуют только два правила: их нужно надевать на голову и в них нужно блистать во всех смыслах этого слова. Но в действительности здесь, как и во всех остальных аспектах жизни монарших особ, все строго регламентировано. Рассказываем пять основных правил «tiara moment» то есть, моментов, когда женщины королевской семьи появляются на публике в тиарах.

На коронации короля Георга VI все дамы были в тиарах, а юные дочери монарха Елизавета и Маргарет - в маленьких коронах.

Куда надеть

Виндзоры взяли курс на скромность и постепенно сокращают количество событий, которые местная пресса называет «моментом тиары». Всего лишь несколько десятилетий назад поводом для того, чтобы надеть свои фамильные драгоценности, становилось чуть ли не любое светское мероприятие. Известно, что сестра королевы Елизаветы II принцесса Маргарет носила тиары везде от театральных представлений до праздничных ужинов. Но в наши дни увидеть такое украшение на королевской особе можно все реже. Даже коронации монархов, на которых в старые добрые времена и фрейлины бывали в тиарах, уже не являются таким поводом.

В этом мы убедились в начале мая, когда в Вестминстерском аббатстве были возложены короны на головы короля Карла III и его супруги Камиллы. Тем не менее, согласно этикету, монаршие особы надевают эти украшения в честь государственных визитов, инаугураций и коронаций, на балы и королевские обеды. А запрет на тиары на конкретной коронации Карла III был его частной инициативой, не меняющей правила в целом. Кстати, несмотря на то, что тиара является своего рода аналогом короны, ее носят и аристократки, не принадлежащие к королевскому клану. Но, как правило, они надевают эти драгоценности только на мероприятия с участием монарха или работающих членов его семьи.

Принцессы Александра и Маргарет в парламенте слушают речь королевы Елизаветы II

Всему свое время

Как правило, такие великолепные украшения, как тиары и диадемы, предназначены для событий, начинающихся после 17:00. Если официальные королевские мероприятия проводятся в дневное время, монаршие особы приходят на них без бриллиантов, а вот вечером вероятность увидеть их гораздо выше. Единственным исключением являются свадьбы, которые в королевской семье обычно проводятся в районе 11 часов утра. Ради такого случая не только невесты, но и другие присутствующие королевы, принцессы, герцогини и некоторые графини могут надеть свои тиары при свете дня.

20-летняя незамужняя принцесса Анна в тиаре “Гало” во время государственного визита в Новую Зеландию в 1970 году

Только после свадьбы

Предполагается, что эти украшения для замужних женщин. Например, Кейт Миддлтон никогда не появлялась на публике в тиаре, пока не вышла замуж за принца Уильяма. Ее дебютным украшением стала тиара «Гало» Cartier в форме ореола, которую невесте наследника престола одолжила Елизавета II. Изготовленную в 1936 году драгоценность прадед Уильяма король Георг VI купил для своей супруги Елизаветы Боуз-Лайон за три недели до того, как он сменил своего брата Эдуарда на королевском престоле. Позже Елизавета-старшая подарила эту тиару своей дочери Елизавете на 18-летие.

Но та никогда ее не носила, зато охотно одалживала сначала младшей сестре принцессе Маргарет, а потом дочери принцессе Анне. Именно в ней Кейт прибыла на свое венчание в Вестминстерское аббатство. С тех пор ее неоднократно видели в тиарах, включая принадлежавшие ее покойной свекрови принцессе Диане. И это правило распространяется не только на женщин, которые «вышли замуж в королевскую семью», как Кейт Миддлтон, Меган Маркл, Сара Фергюсон и Софи Рис-Джонс, но и на принцесс по крови, таких, как дочери принца Эндрю Евгения и Беатрис, дочь принцессы Анны Зара Филипс, или внучка Георга VI леди Сара Чатто.

Эксперт по этикету Грант Харрольд объяснял это в интервью британской радиостанции BBC:

Для замужних дам тиара всегда была признаком этого статуса: она показывала, что они заняты и не ищут мужа. Это был знак джентльменам, что не стоит пытаться ухаживать за такой дамой.

Джеффри Манн, написавший книгу «Тиары — история роскоши», также свидетельствовал:

Впервые тиару надевает невеста в день свадьбы. Этот головной убор демонстрирует своего рода «коронацию» любви и утрату брачной невинности. Невеста, как правило, выходит замуж в своей семейной тиаре, а после венчания должна носить украшения, полученные от жениха. Это завуалированное сообщение окружающим, что она перешла из своей семьи в другую.

Разумеется, не у всех невест принцев есть свои семейные тиары. В случае с Кейт и Меган вопрос решила королева Елизавета II, которая позволила входящим в семью простолюдинкам воспользоваться ее шкатулкой с драгоценностями. А, например, невесте Питера Филлипса Отэм тиару на свадьбу одолжила мать жениха принцесса Анна. Кстати, она была счастливым исключением из всех правил покойная королева баловала единственную дочь и разрешала ей надевать тиары до замужества.

Тиара Спенсеров, в которой леди Диана выходила замуж за принца Чарльза

Каждой тиаре по даме

Вы когда-нибудь обращали внимание, что, если конкретное украшение надела какая-то конкретная королевская особа, никто другой в нем уже не появляется? Все дело в том, что в Британии, в отличие от Швеции или, скажем, Нидерландов, тиары, как правило, хоть и даются на время, но принадлежат своим временным владелицам всю жизнь, или, по крайней мере, тот период, пока они остаются в королевской семье. Например, Кэтрин, принцессе Уэльской, были одолжены королевой три таких драгоценности: та свадебная «Гало», Кембриджская тиара «Узелки любви» и «Цветок лотоса».

И хотя самую первую драгоценность она после свадьбы больше не носила, та по-прежнему остается в ее распоряжении, и вы не увидите ее ни на ком другом. Это, кстати, объясняется очень просто: дамы не могли просто выбрать любую тиару, которая им понравилась. В преддверие важного события, такого как свадьба, королева либо давала им украшение, которое они должны надеть, либо предоставляла несколько на выбор. Видимо, «Гало» не пришлась по сердцу Кейт, в отличие от тех же «узелков любви», сделанных на базе диадемы, принадлежавшей принцессе Августе Гессенской, герцогине Кембриджской.

Но Елизавета II, как правило, руководствовалась при выборе тиар серьезными причинами. Например, много говорили о том, что Меган Маркл изначально хотела в мае 2018 года идти к алтарю с принцем Гарри в изумрудной тиаре, но ей было отказано. Впоследствии автор книги «Битва братьев: Уильям и Гарри» Роберт Лейси писал:

Нам сказали, что королева чувствовала, что она должна сказать «нет» первоначальному выбору Меган красивому изумрудному головному убору, который, как говорили, «происходит из России». Это означало, что информация о прошлом тиары является конфиденциальной, то есть, она была одной из тех драгоценностей, которые попали в сокровищницу Виндзоров после русской революции по «неизвестным», возможно, нечестным каналам, и по нераскрытой цене. С этим украшением могла быть связана какая-то темная история. По этой причине изумрудную тиару редко, практически никогда не выставляли на всеобщее обозрение, и ни дворец, ни саму Меган не устроило бы той весной, если бы таблоиды начали спекулировать о том, какая русская царевна носила эту тиару и как она была убита.

О том, имеет ли дама из королевской семьи право голоса насчет стиля или размера тиары, история умалчивает.

Чтобы не потерять

Единственная часть тиары, которую видит сторонний наблюдатель, это драгоценная верхняя часть. Но все эти украшения сделаны на проволочной основе, которая прижимается к волосам. Эту основу, как правило, оборачивают в бархатную ленту, которая соответствует цвету волос хозяйки тиары. У ленты может быть тонкая резинка сзади, чтобы ее можно было заправить в высокую прическу. А в королевских домах других европейских стран прибегают к еще более изысканной хитрости: основу тиары вплетают в прядь волос или тонкую косу нужного оттенка.

По сей день вызывает споры размещение тиары на голове. Если взглянуть на старые фотографии, сделанные в 20-х годах прошлого века, можно заметить, что эти украшения часто располагались в передней части головы, даже спускаясь до середины лба. Однако в наши дни тиары носят, отодвинув назад. И если современные украшения от этого ничего не теряют, то старинные драгоценности при таком размещении обращены не вперед, а вверх, что уменьшает их блеск и сверкание. Британский Tatler рекомендует находить нужную точку так: «Поместите большой палец на впадину подбородка, а указательный между бровями. Держа пальцы на этом расстоянии друг от друга, переместите большой палец вверх и поставьте его между бровями, тогда указательный палец упрется в идеальное место для размещения тиары».

Кейт Миддлтон в тиаре “Гало” в день своей свадьбы 29 апреля 2011 года