RU
×

Архив номеров

Magazine Архив номеров

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера

Елизавета Боярская — о роли Екатерины Великой, нарядах императрицы и любимых местах Петербурга

Поговорили с актрисой об образе Екатерины II, который та воплотила в новом проекте "Великая", ее характерных чертах, отношении к любви и власти, а также очаровании родного для Елизаветы города Санкт-Петербурга.

Елизавета, было особое волнение и ответственность, учитывая, что воплощаете образ Екатерины Великой?

Мне кажется, самым главным было как раз не зацикливаться на том, что играешь Екатерину Великую. Понятно, что осознание образа есть, как и ответственность, но тем не менее… Она была не только императрицей, но и женщиной, человеком, мамой, возлюбленной. Да, есть общепринятый образ императрицы, воплощенный, скажем, в памятнике перед Александринским театром в Санкт-Петербурге, где Екатерина прекрасная, грозная и великая, но это тоже некий миф, ну или выделенные намеренно черты. А вот то, каким она была человеком, какой она была женщиной, вот про это нам было наиболее интересно рассказать и попытаться понять.

Почему вообще стала любопытна эта роль? Что было вам интересно?

Мне было просто интересно. Естественно, я в курсе, что есть несколько экранизаций, в том числе и первая часть «Великой» на Первом канале, посвященная всему, что предшествовало моменту ее пришествия на трон. Но Екатерина такая объемная личность – можно снимать много разных фильмов, касающихся самых разных периодов ее жизни. Просто брать ее роман с любым из фаворитов, которых было множество, и делать отдельную полнометражную картину. Потому что все истории из жизни Екатерины с какой-то особой палитрой чувств. Кроме того, столько всего происходило на политической арене во время ее правления – и это тоже огромный сценарный простор. Мне было интересно сыграть императрицу, вернее, неординарную женщину в определенных трудных обстоятельствах, которые она преодолевала, оставаясь при этом достойным человеком, безмерно любящим свою новую родину.

Как и сколько вы готовились к роли? Изучали ли что-то отдельно?

Про Екатерину бесконечное количество и книг, и фильмов, и документальных проектов, и подкастов – на любой вкус и цвет. Причем очень много нелепицы написано, как и показано, поэтому часто выделяются какие-то надуманные факты, выглядящие абсолютной ерундой. Но количество информации о ней и разные трактовки ее действий, в любом случае, создают объемную фигуру – неоднозначную и сложную личность. Конечно, я читала ее дневники, переписку с Потемкиным, которая как отдельное произведение и вполне может восприниматься как художественная литература. Около года я погружалась в материал, а за два месяца до съемок стала делать ролевую тетрадку.

Ролевую тетрадку?

Актерская ролевая тетрадка. Все по-разному ее делают. Мне удобно выписывать все сцены в последовательной сценарию очередностью. Кино часто снимается в разнобой и чтобы не забывать, какое было эмоциональное состояние персонажа в отснятом, скажем, неделю назад моменте, тетрадка служит отличной подсказчицей. Плюс в ней же пометки в связи с разными эпизодами: предложения и вопросы режиссеру, идеи относительно планируемых сцен и прочее.

Погружение внушительное. И как по этой тетрадке менялась Екатерина?

В самом начале Екатерина, недавно взошедшая на трон, вся воодушевлена, с массой планов и желанием воплотить много позитивных перемен, принести пользу Отечеству и с четкой миссией: «Я могу и должна многое сделать!». А в дальнейшем появляется опыт, как и разочарования. Она и так-то была весьма одинока, даже при наличии мужа, и у нее было достаточно врагов, как и много людей, которые пытались вести с ней дружбу только для собственной выгоды. Ей хочется порой быть просто женщиной, просто матерью, просто возлюбленной, просто женой, а почти всегда приходится быть государыней, издающей законы и указы и живущей всецело интересами государства.

Ранее вы упомянули множество фаворитов Екатерины. А кто из них на ваш взгляд сыграл наиболее значимую роль в ее судьбе?

Думаю, что в разные периоды жизни ей необходимы были совершенно разные даже по характеру мужчины рядом с собой. Мне кажется, что с Орловым была самая серьезная, долгая и важная в ее биографии связь. В «Золотом веке» показан уже закат их отношений, но все равно будет видно, насколько это были яркие и эмоциональные в союзе друг с другом партнеры. И в реальных письмах и дневниках Екатерины она отзывается о нем интересно – с любовью и даже каким-то страхом перед его силой и мощью. Орлов был очень напористым, очень темпераментным и их отношения были жаркие, вулканические. А что касается Потемкина, то он смог стать ей надежным другом и плечом, на которое она всегда могла опереться, даже когда она уже не была с ним вместе.

По вашим словам, есть ощущение, что даже сильная Екатерина всегда нуждалась в поддержке?

Она была ей необходима. Возможно, это было отчасти причиной такого количества фаворитов в ее жизни. С одной стороны, она любвеобильная натура, с другой, всегда в поиске опоры и доверия.

Что же было важнее для Екатерины: любовь или власть?

Это очень сложный вопрос. Екатерина II – одна из виднейших политических деятелей в истории российского государства. И при этом она шикарная женщина. Об этом и сериал: о ее внутренней борьбе, где идет схватка между хрупкой женщиной и азартным политиком и сильным человеком. В «Великой» мы попытались рассмотреть разные ее грани, показав и ее силу, и ее уязвимость.

Поражает красота в кадре. Снимались тоже с ощущением восхищения?

Тут надо отметить большую работу всей художественной команды. Шикарные декорации, помимо прекрасных исторических мест в самом Санкт-Петербурге, возникающие из ниоткуда беседки, предметы 18 века, одежда – все сделано точно и подробно, и, действительно, очень красиво.

Интересно, сколько нарядов было у вашей героини?

Я думаю, что около двадцати. И париков штук пятнадцать точно, потому что на них тоже менялась мода. В 1763-м году они более низкие, аккуратные, а уже ближе к 1774 году «головы растут», а чуть позже парики вышли до таких размеров, что начали рисовать на это карикатуры – словно на голове целый корабль и парикмахер стоит на лестнице над женщиной и пытается ей как-то надеть парик.

Какие ощущения дают платья императрицы?

Безусловно, ощущение стати, потому что даже если очень захочется ссутулиться – это просто физически не получится из-за корсета. Но вообще нужно было обладать большим количеством времени, чтобы это все надеть, в этом ходить, менять наряды несколько раз в день. Это сложно и не очень удобно, но зато очень-очень красиво.

Вы не первый раз в кадре на лошади, но была пауза. Все прошло без эксцессов?

Я всегда мечтала заниматься верховой ездой, но никогда не хватало на это времени. Восполняю на съемочных площадках. Предпоследний раз это было в «Анне Карениной» и сейчас в «Великой». Эксцессов не было, главное, чтобы в кадре это выглядело красиво и убедительно. А четырех нижних юбках, в корсете и в шляпке, с прямой осанкой – это требует определенных усилий. А научилась держаться на лошади я на съемках лет в 17-18.

Съемки проходили, в том числе, в Царском Селе. Но вас шикарными местами уже не удивить?

Первый раз я была в Царском Селе года в три-четыре, когда меня сюда привезли родители. Я петербурженка, конечно, для меня все окрестности – Гатчина, Пушкин, Ораниенбаум – это места, в которых я бывала не раз. Просто радуюсь лишней встрече с прекрасным.

А какое ваше любимое место в самом Санкт-Петербурге?

Дворцовая набережная. Для меня вообще важно, что Петербург – морской город, рядом Балтийское море, рядом залив. Может быть, не все ощущают физически, а я чувствую присутствие рядом моря – в запахе, во влажности. Люблю каналы, Неву, поэтому все места связанные с набережными – любимые. Но особенно Дворцовая, которая напротив Петропавловской крепости. В хорошую погоду или в белые ночи прогуляться там – это для меня вдохновение и место силы.

TOP NEWS / Интервью