RU
×
Magazine Архив номеров

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера

Юлия Пересильд – о вере в чудеса и привычке учиться

Могла ли школьница из Пскова, более 20 лет назад написавшая во МХАТ письмо о том, как планирует поступать в театральный, мечтать, что когда-нибудь она станет не только одной из самых известных в России женщин, но и первой в мире актрисой-космонавтом? Могла и стала. Об искренней вере в чудеса, привычке учиться и сказках, которые однажды становятся явью, — Юлия Пересильд в разговоре с HELLO!.

Юля, за последний год твоя фильмография пополнилась тремя сказками. Это «Бременские музыканты», где ты играешь маму Трубадура, а также фильм и сериал по вселенной «Последнего богатыря», в которых у тебя роль молодой Бабы-яги. Почему в киноиндустрии сейчас вдруг случился такой всплеск интереса к сказкам?

Думаю, сказки — это эзопов язык, особенно для жителей нашей страны. Это возвращение к истокам, корням, это всегда про глубину познания. Как человек, который год отучился на факультете русской филологии и читал «Морфологию волшебной сказки» (Книга советского филолога и фольклориста В. Я. Проппа, одно из самых популярных исследований фольклористики XX века. — Прим. ред.), я верю в то, что сказка — всегда урок.

Почему экранизировать их стало так популярно? Наверное, из-за нехватки детского кино. Мои дети советские сказки еще смотрели, а те, кто помладше, уже не могут — им они непонятны. Возникла острая необходимость в этом жанре, и все начали переснимать старые истории и сочинять новые. В следующем году сказок будет еще больше — прямо сейчас, знаю, снимают штук пять.

Еще и техническая возможность появилась — фильмы, которые я видела, очень красивые, масштабные, с классными спецэффектами.

И это тоже. Не стыдно смотреть на графику, которая создается в нашей стране, она вышла на высокий уровень. Я очень жду, например, фильма «Финист. Первый богатырь», потому что там вообще все построено на графике. Это такое роуд-муви, в котором не много персонажей, которых играют артисты, и много героев, которые будут полностью созданы с помощью компьютерной графики.

Но, честно говоря, когда я соглашаюсь на участие в той или иной сказке, меньше всего думала обо всех этих серьезных вещах. Я всегда мечтала играть в сказках, потому что очень хочу остаться в сердцах детей-зрителей. Для меня Марина Мстиславовна Неелова всегда будет принцессой из «Старой, старой сказки». Или Алиса Бруновна Фрейндлих — вижу ее, и сразу перед глазами образ Снежной королевы. Хотя обе потрясающие актрисы и сыграли множество взрослых ролей, которые я тоже очень люблю.

Мне кажется, дети как зрители настолько чисты, что если попадаешь к ним в сердце, то оставишь след и в их душе. Очень этого хочется.

Декоративная подушка из коллекции «Алиса в Стране чудес», «Культура дома»; пальто, Gapanovich

Декоративная подушка из коллекции «Феникс», «Культура дома»; пальто, Gapanovich

Да, но одно дело принцесса, королева, а ты играешь Бабу-ягу…

(Смеется) Когда мне было 17 лет и я училась в 11-м классе, написала во МХАТ: здравствуйте, я девочка из Пскова, хочу быть актрисой и собираюсь к вам приехать, ждете ли вы меня? Письмо было большое, листа на три, а в конверт я вложила свою фотографию в образе Бабы-яги из школьного спектакля. Очень переживала, что ответ придет, а его украдут, ведь в моем почтовом ящике не было дверцы.

И как, пришел?

Удивительно, но да! До сих пор гадаю, кто мне тогда написал? Кто-то из сотрудников деканата пожалел или, может, охранник? Там было написано: мы вас очень ждем, вам обязательно нужно приезжать, у вас все получится. И список литературы, которую стоит прочитать для поступления.

В школе я всегда играла Снегурочек и Бабок Ежек. Во взрослой жизни роль Снегурочки исполнила в фильме Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», а Бабу-ягу вот только сейчас. Очень хочу, чтобы у киновселенной «Богатыря» было продолжение. Я с удовольствием побыла бы в этой роли еще. И я хотела бы остаться в сердцах детей Бабой-ягой, потому что это истинно наш персонаж, русский. Сказочно русский! Она же и не плохая, и не хорошая, такой мощный образ. Вот говорят: Баба-яга, костяная нога. Почему? Потому что это персонаж, который соединяет мир мертвых и мир живых. И для меня как актрисы это очень интересно.

А насколько сложнее или проще играть Бабу-ягу, чем, скажем, императрицу?

Режиссер Дима Дьяченко предложил мне попробоваться на эту роль спустя месяцы после премьеры «Вызова». Я тогда какое-то время не снималась — просто не понимала, куда мне двигаться дальше. А тут подумала: о, интересно! Дима поставил огромное количество задач к пробам. И главное — работу над текстом: нужно было научиться говорить сказочно и органично. Когда меня утвердили и начались съемки, первые три дня были сущим адом. Быть органичной и смешной одновременно — сложная задача. Со всем своим профессионализмом и опытом я растерялась… Но я очень люблю, когда режиссер (в хорошем смысле!) мной управляет, а мне остается быть внимательной и сконцентрированной. Примерно через неделю мне показалось, что мы начали друг друга понимать, я расслабилась и стала импровизировать. Дима — мастер тонкой комедии, мне с ним чрезвычайно интересно работать. Он словно нанизывает на ниточку мелкий бисер, что-то там плетет, плетет. Отвечая на вопрос, скажу: роль Бабы-яги не то чтобы сложная, правильнее сказать — это серьезный кропотливый труд.

Хрустальная ваза из коллекции «Лондон», «Культура дома»; жакет, Alena Akhmadullina

А есть какая-то сказка из твоего детства, которую ты читала своим дочерям?

Я много сказок им читала. Очень люблю «Пеппи Длинный чулок», «Снежную королеву». А вообще я учу своих детей по сказке «Гуси-лебеди».

Почему?

Мне кажется, что я живу согласно этой сказке. Верю в то, что нужно всегда помогать людям. Если ты можешь что-то сделать для кого-то, делай. Пространство очень благодарно. И все, что происходит в этом пространстве, все, что ты делаешь, не сразу, а, может быть, через несколько лет, возвращается. Каждому свое.

Сейчас явно считывается тренд на русскость — люди стали с удовольствием смотреть наши кино и сериалы, хвалят одежду локальных брендов. Не только старшее поколение, но и молодежь. У тебя две дочери-подростка — глядя на них, как ты считаешь, любви к «нашему» можно научить?

Мне кажется, детей можно воспитывать только на собственном примере, не назиданиями. Объясню. Я с самых первых своих выходов на красные дорожки поддерживала российских дизайнеров. Первого «Золотого орла» получала в платье авторства Александра Терехова, на первую Каннскую дорожку вышла в A LA RUSSE, на вторую — в Tegin, на премьеру «Вызова» меня одевал Дмитрий Логинов. И я могу долго перечислять. Даже будучи юной актрисой я всегда поддерживала и любила наших дизайнеров, и это не мешало мне искренне восхищаться тем, что создает, например, Dior. Но я русская актриса и горжусь этим, поэтому буду носить российские бренды. Наши дизайнеры, художники должны проявляться, а как это сделать проще всего — с помощью публичных людей. Это правильно. Мои дочери видели это, и вот уже Аня слилась в красивом творческом дуэте с Кристиной Лисовец, а еще она любит SASHAVERSE. Ты представляешь: я носила Терехова в свои 19 лет — и моя дочь тоже выбирает его!

Я ничего не навязывала детям. Мне кажется, когда ты предлагаешь человеку выбор, возникает истинная любовь, в том числе и к стране, ко всему, что нам так дорого.

Хрустальный подсвечник из коллекции «Лондон», «Культура дома»; юбка и блуза, 12 STOREEZ

Аню мы часто видим на светских мероприятиях, она участвует в фотосессиях для журналов. Значит ли это, что она уже определилась со своим будущим и будет дальше сниматься в кино?

Мои дети растут в свободе. Это, пожалуй, самое важное, что я могу им дать — свободу выбора. Никто не навязывал им актерскую профессию, так же, как и не старался от нее ограждать. Они выросли за кулисами театра, видели, как я работаю, где я работаю, почему я столько работаю. Поэтому, конечно, атмосфера творческого мира, киноплощадки, сцены и закулисья им понятна и близка, это их среда обитания. Но я не знаю, выберут они ее в итоге или нет. Аня сейчас снимается в кино, хотя после «Слова пацана» на год брала паузу — предложения были, но мы ее просили, чтобы она дождалась особенной роли, набралась терпения. Конечно, она дулась, обижалась, говорила: все снимаются, а я сижу, а вдруг потом у меня ничего не будет? Но она молодец, дождалась подходящего предложения, сейчас играет Алису в Стране чудес. Съемки сложные, в Абхазии, но она счастлива. Подробностей не знаю — мне строго-настрого запрещено приближаться к съемочной площадке, занимаюсь только административными вопросами. (Улыбается)

А как она совмещает это с учебой в школе? Перешла на дистанционное обучение?

Нет, но в школе нам, конечно, идут навстречу. При этом Аня совсем не блатная, поверь мне. И я благодарна школе за то, что к ней нет какого-то особенного отношения, а есть нормальное человеческое понимание.

Но и Аня молодец, хорошо учится, отличница. После выхода «Слова пацана» было очень много событий — в рамках продвижения сериала нужно было посещать мероприятия, участвовать в каких-то съемках. Это же все тоже часть актерской работы. И конечно, она пропускала занятия. Я переживала, так как у нее тогда как раз началась химия, предстоял экзамен. И я ей сказала: «Получить двойку — это проявить неуважение к учителю. Ты подведешь свою школу и преподавателей, которые тебе доверяют и считают ответственным человеком». Она ответила: мама, все понятно.

Потом слышу — занимается с кем-то химией один день, второй, как-то поздно вечером пришла с мероприятия и сидит формулы пишет. И в итоге сдала экзамен на 97 баллов.

В общем, даже если она пропускает занятия, уроки все равно делать не забывает. Она любит своих учителей и благодарна им за доверие, и мне это тоже приятно. Я своих учителей тоже люблю. Учительницу по математике и нашего классного руководителя Ирину Викторовну не видела, наверное, лет пятнадцать. А год назад поехала во Псков, случайно встретила своего одноклассника, мы купили ей охапку роз и поехали в школу. Она за эти годы стала директором. Столько слез было! Обнимала нас как родных.

Мне вообще повезло с учителями, не только школьными. Огромную роль в моей жизни сыграли мой педагог в ГИТИСе Олег Львович Кудряшов, а еще — мой друг и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.

Шаль из коллекции «Феникс», хрустальные бокалы из коллекции «Виноградные листья» — все «Культура дома»; юбка и блуза, 12 STOREEZ

На Малой сцене Театра Наций второй год идет спектакль «Последнее лето» с твоим участием, и он вызывает настолько щемящее чувство… Я, наверное, впервые видела постановку, после которой чуть ли не половина зала встает на аплодисментах в слезах. При этом у каждого, с кем я его обсуждала, отозвались очень разные моменты — у кого-то материнская линия, кого-то тронула тема неизбежности перемен. Чем эта работа ценна лично для тебя?

Женя Миронов после этого спектакля написал очень важные для меня слова: ты смогла пройти в то, что тебе изначально может быть даже не было дано. Ну я же такая русская деваха, это суть моя. Я из Пскова, и среда, в которой я росла, была далека от высокодуховной интеллигенции. Если бы не книги, не мои учителя, все сложилось бы совсем иначе. Если бы определенные люди не встретились мне в жизни, я была бы совсем другой.

В спектакле «Последнее лето» я играю русскую баронессу, интеллигентную и образованную, но при этом абсолютно беспомощную. Она не знает, как спасти семью, когда все разбивается, рассыпается. Не может ударить кулаком по столу, ведь она словно бабочка. При этом в ней столько безграничной любви, столько нежности. Ей так трудно в этом мире, но она остается достойным человеком. Мне кажется, я такого раньше не играла. И вот эта тема разрушающегося дома — она и чеховская, и вообще очень русская.

Спектакль прекрасный. Очень жаль, что он идет только на Малой сцене — на него трудно достать билеты.

Малая сцена Театра Наций и правда очень перегружена. Поэтому спектакль планируют перенести на большую сцену. Нам, конечно, очень приятно, что сайт театра падает от перегрузки, как только в продажу поступают билеты, но все же хочется, чтобы как можно больше любимых зрителей смогли увидеть спектакль.

Актерский состав звездный: помимо тебя, в нем задействованы Вениамин Смехов, Елена Николаева, Виталий Коваленко, Михаил Тройник, Дмитрий Чеботарев, Мила Ершова, Олег Савцов, Иван Добронравов — все имена на слуху.

У нас и за сценой тяжелая артиллерия — костюмы Виктории Севрюковой, художник-постановщик Максим Обрезков, художник по свету Александр Сиваев. Когда такие люди создают спектакль для Малой сцены — это настоящая роскошь.

Воротник из коллекции «Русская гладь», «Культура дома»; юбка и блуза, 12 STOREEZ

Воротник из коллекции «Русская гладь», «Культура дома»; юбка и блуза, 12 STOREEZ

Основная линия спектакля — личная драма отдельно взятой семьи, в которой супругов вы играете вместе с Михаилом Тройником. Каково существовать на сцене в такой сложной истории с человеком, который является твоим возлюбленным в реальной жизни?

Мне с Мишей интересно работать. Мы очень разные, и эта разность дает нам новые возможности и смыслы, мы дополняем друг друга. Я ему абсолютно доверяю. Когда мы существуем вместе на сцене, каждый раз у меня случается какое-то открытие с ним. В этом есть риск, но это чувство риска такое хорошее, здоровое, и это всегда очень притягательно и для актеров на сцене, и для зрителей.

Помимо кино и театра, в твоей жизни большое место сейчас занимает музыка. Пела ты всегда, но не так давно анонсировала, что теперь выступаешь в составе группы «Мандрагора». Откуда взялось такое название, ведь мандрагора — это растение, из которого в Средние века делали приворотное зелье?

Мы с ребятами — Александром Юрасовым, Володей Корниенко, Станиславом Опойченковым, Семеном Лепешкиным и Александром Тевелевым — не один год раскачивались, репетировали, придумывали. Мы не торопились, не было задачи как можно быстрее выпустить альбом и звучать из каждого утюга. Мы позволили себе двигаться в собственном ритме. А потом нас пригласил на свой квартирник Маргулис. Спрашивает: а называть вас как, Юлия Пересильд и Ко? Нет, это плохо. И Саша Юрасов придумал — «Мандрагора». Мне понравилось, есть в этом слове энергия. Корень мандрагоры впервые упоминался в Библии и символизировал соединение мужского и женского. Тут все совпало — это именно то, о чем наша музыка. Не о том, что Вася дурак, а Маша коза, а про баланс и гармонию между мужчиной и женщиной, про поиск ответа на самый сложный вопрос — как они между собой соединены.

Ты так увлеченно рассказываешь об этом!

Потому что это для меня важно. И знаешь, самый обидный вопрос, который мне задают — о том, как музыка стала моим новым хобби. Это не хобби, я много лет сознательно ею занимаюсь. Песня для меня была и остается самым быстрым и честным монологом, идущим к зрителю, слушателю. В музыке — чистая я.

Сервиз, скатерть и ширма из коллекции «Ботаника», ваза из коллекции «Виноградные листья» — все «Культура дома»; рубашка, Alena Akhmadullina

А кто пишет песни для «Мандрагоры»?

Тексты разные, это и Вероника Тушнова, и Юнна Мориц, из современных — Ольга Ершова. Саша Юрасов несколько текстов написал. Володя Корниенко, наш музыкальный руководитель, который собрал всю команду, пишет прекрасные тексты и музыку. И я постоянно нахожусь в поисках, читаю огромное количество поэзии. Музыку для многих наших песен написал Александр Белоносов.

Мы свободны в своих творческих поисках, нас ничего не связывает. И может, то, что мы делаем — не так громко и не так быстро, но у нас свой интересный путь.

А ты не думала о том, чтобы самой начать писать тексты?

Пробовала, но пока мне не хватает смелости читать кому-то свои стихи. Я еще не прошла свой внутренний ценз, мне все кажется — если бы было что-то достойное, я бы это почувствовала. Возможно, когда-нибудь пойму, что время пришло. Но я точно не хочу забирать все внимание на себя, чтобы наша группа воспринималась как «Юлия Пересильд и…». Мечтаю, чтобы вся команда пришла к успеху на равных, вместе.

Ребята очень крутые, тонкие, умные, мне с ними так интересно! Вот сидим мы, например, на фестивале «Короче»: идет вечеринка, веселье в самом разгаре, а я слушаю, как они спорят, прописывали ли «прямую бочку» (Разновидность партии ударных в музыке. — Прим. ред.) поверх «Богемской рапсодии». Смотрю на них — и сердце радуется.

А у тебя же нет музыкального образования?

Нет, но музыкой я все же занималась, и в ГИТИСе тоже. Классической музыки я слушала много, база есть, но с арт-роком, роком, джазом я меньше знакома. Поэтому каждый раз, когда ребята между собой что-то обсуждают, я внимательно слушаю и записываю: так, 76-й год, концерт Led Zeppelin, так, Cocteau Twins, я такого никогда не слышала… Я прислушиваюсь к рекомендациям, изучаю, в том числе русскую музыку — вот, например, группа «Колибри»! Сколько всего в мире интересного! И я снова чувствую себя юной, снова чувствую, что ничего не знаю. Мне очень нравится это ощущение.

Мне нравится, что ребята спокойно делают мне замечания, мы что-то обсуждаем. И это большой кайф — когда люди, понимающие в музыке, не боятся сказать правду. Потому что когда в итоге они тебя хвалят — это ценно, ты понимаешь, что растешь, что нет у тебя потолка и столько еще всего впереди.

Когда вашу музыку можно будет услышать на интернет-площадках?

Мы пишем альбом с апреля, весь июль я вообще очень плотно сидела в студии. Могу целый день записывать что-то — и вроде бы все хорошо, а потом слушаю — не то. Я в большей степени, наверное, себя ищу. Когда поешь кавер-версии чужих песен, то приблизительно слышишь, как они звучат, и от этого выстраиваешь свою версию. А когда материал новый, выстраивать не от чего, нужно это создать. Я что-то ищу и не знаю, когда найду. Но искусственно ускорять этот процесс не хочу.

Юля, и напоследок вопрос, которым мы всегда заканчиваем наши интервью: как дела у «Галчонка»?

Наш благотворительный фонд живет и по-прежнему помогает детям с нарушениями ЦНС. Сказать, что он как-то масштабно развивается сегодня, очень трудно. Задачи фонда никогда не вызывали восторга у тех, кто хочет помогать, ведь наши подопечные — дети, которые никогда не вылечатся. Мы не увидим волшебного результата, когда пожертвовал деньги — и получил здорового ребенка. Но, надо сказать, в своей философии регулярной, ежедневной помощи мы все равно очень продвигаемся. Весной праздновали день рождения нашего центра адресной помощи «Под крылом», я горжусь им невероятно. Потому что он помогает изменить образ жизни семей, которым и так непросто. Благодаря центру они не скитаются по больницам, пытаясь найти деньги на реабилитацию, а знают, что могут прийти сюда и с ними будут работать 8–9 специалистов, они ответят на все вопросы, даже если они касаются не только ребенка, но и психологического самочувствия родителей. Само название «Под крылом» очень метафоричное. Потому что семьи, которых мы смогли под это крыло взять, очень изменились. И дети изменились. Когда я вижу ребенка, который сидеть не мог, а теперь он идет рядом с улыбающейся мамой, понимаю, что мы двигаемся в верном направлении. Конечно, фонду всегда нужна помощь. Правда. Очень нужна. Другое дело, что сегодня громко кричать об этом мне даже неудобно. То, что происходит в нашей стране и в мире, отодвигает проблемы детей на какой-то даже не второй план.

Но мы не унываем. Сохраняем весь штат сотрудников, мечтаем найти классного пиарщика. К сожалению, не сможем дать ему высокую зарплату, это было бы в ущерб нашим детям, но все еще надеемся встретить того, кто придет с целью не заработать, а изменить мир к лучшему.

Интервью: Марина Савельева

Фото: Ульяна Спирова

Стиль: Алена Драченина

Макияж: Аня Вишня

Прическа: Лидия Малец

Продюсер: Ульяна Кальсина

Ассистенты стилиста: Александра Кожевникова, Ольга Дмитриева

Ассистент фотографа: Ирина Баласанян

Благодарим Дом Вишневского и ателье цветов «Душистый горошек» за помощь в организации съемки.

TOP NEWS / Интервью