В Екатеринбурге, неподалеку от центра города, есть небольшой район ВИЗ с атмосферной улицей Шекспира. Среди современных магазинов и многоэтажек выстроились в ряд старенькие деревянные дома, в которых уже около 70 лет живут только цыгане. Они поселились здесь по указу Никиты Хрущева, запретившего кочевать и бродяжничать и обязавшего трудоустроиться и осесть. Тогда чиновники помогли цыганским семьям с работой и строительством жилья, определили детей в школы. Сейчас на улице Шекспира живет около 800 человек. Проект «Улица Шекспира» вдохновлен этой историей, но действие сериала происходит в вымышленном городе Вышегорске. Там же разворачивается история главного героя (Дмитрий Чеботарев), успешного адвоката Михаила Деметрова, которого когда-то выгнали из табора. На протяжении многих лет он живет в Москве и старательно скрывает свое происхождение.
Мила Ершова, которую мы хорошо знаем по ролям в таких проектах, как «По щучьему велению», «Трудные подростки», играет в сериале дочь мэра, а Лиза Юрьева, принимавшая участие в сериале «Молот ведьм» и фильме «Нюрнберг» — первую любовь главного героя.
Лиза, ты предстаешь в образе цыганки Дианы, дочери барона. Как эта роль стала твоей?
Лиза: С режиссером сериала Данилом Чащиным мы познакомилась в Театре Наций, где я участвовала в его постановке «Живой Т» по мотивам пьесы Льва Толстого «Живой труп». Играла роли двух героинь, одна из которых изначально по сюжету была цыганкой, но в процессе работы мы от этого ушли и сделали ее иностранной танцовщицей. Данил рассказал мне, что в его новый проект нужна девушка на роль цыганки, предложил поучаствовать в пробах. Они были долгими, с разными партнерами, в итоге меня утвердили.
Кастинг проходил в цыганских костюмах?
Лиза: Нет, так как это современная история. Но у меня уже тогда было интуитивное понимание моей героини, а вместе с тем и предположение, как она могла бы выглядеть. Для прослушивания я выбрала эклектичный образ, одежду в стиле бохо-шик с большим количеством аксессуаров.
Мила: Приходить на пробы в костюме персонажа вообще очень полезно, это позволяет режиссеру увидеть в тебе героиню. Ну представь, если на кастинге на роль цыганки ты появишься в спортивках и худи! Как в этом образе можно что-то разглядеть? А тут уже понятен ответственный подход актрисы к роли — человек подумал, провел работу, это правильно.
Лиза: Во время учебы в театральном институте ВШСИ им. Райкина костюмерная театра «Сатирикон» регулярно расхищалась мной для работы над образами. Идти от формы — это часто помогает.
Мила, и у тебя были сложные пробы на роль дочери мэра?
Мила: Нет, мы с Данилом тоже уже были знакомы по работе в Театре Наций, сейчас я играю в его спектакле «Последнее лето». Насколько я знаю, никого другого на роль дочери мэра в «Улице Шекспира» он не пробовал. Данил сразу сказал, что знает мою органику и уверен, что эта роль мне подойдет, но на пробы сходить нужно. Это приятно — когда в тебя верят.
Тоже костюмами себе помогаешь при подготовке к ролям?
Мила: Стараюсь. Мне кажется, бывают неочевидные роли, когда можно как угодно одеться. А бывают такие, что даже убранные в хвост волосы помогают почувствовать героиню.
Знаю, к одной из ролей ты готовилась особенно ответственно: записалась в спортзал, начала брать уроки езды на мотоцикле.
Мила: О да! Я мечтала сыграть девушку супергероиню в одном проекте: худела, занималась боксом, осваивала мотоцикл. Очень мощно готовилась, была в лучшей форме в своей жизни! Но не сложилось, к сожалению. Круто, что у нас такая интересная профессия: можешь любую жизнь прожить. Научиться управлять любым видом транспорта, выучить языки, освоить разные профессии. Сейчас я снимаюсь в новом сериале Okko, где играю девушку на инвалидном кресле, которая занимается инклюзивными танцами. Это очень сложно. Мало того что надо танцевать, так еще и уметь грациозно и быстро управлять инвалидной коляской, делать все это гармонично. Сил уходит уйма, это настоящее испытание, но мне очень нравится процесс!
Как вы изначально восприняли идею сняться в сериале о жизни цыган?
Лиза: С интересом и опасением. В нашей культуре восприятие цыган довольно стереотипное. И первое, о чем я подумала — хочется избежать шаблонов. Когда меня утвердили, я связалась с исследовательницей культуры рома. Она погружала меня в особенности уклада народа, воспитания девочек — последнее было важно для моей роли. Затем я встретилась с Надеждой Георгиевной Деметер — советским и российским историком, экспертом Совета Европы по делам цыган. Мы много общались, дискутировали на тему стереотипов, мифов о цыганских женщинах. Мне очень хотелось, чтобы моя героиня была настоящей.
В сериале вы танцуете. Приходилось брать уроки хореографии?
Лиза: Пока я была в Москве, занималась с Артуром Богдановым из театра «Ромэн». Каждый раз это было соприкосновение с мощнейшей энергией. Артур меня очень вдохновлял. Когда учил, то постоянно повторял: «Дуэндедуэнде!». Это непереводимое слово из испанской культуры фламенко, сверхъестественное переживание в искусстве, экстатическое состояние в момент исполнения танца, когда ты находишься словно между жизнью и смертью, в некоем трансе, такое мистическое ощущение. Я жадно пыталась ощутить это «дуэнде». А вообще лучший способ приблизиться к роли — идти в среду, из которой твой персонаж вышел, и исследовать. Большая часть съемок прошла в Минводах, в них участвовали местные цыгане, игравшие самих себя. Между сценами мы много общались, иногда девушки помогали мне учить текст на цыганском, я чувствовала себя в этом окружении почти своей. Они, кстати, интересовались, не цыганка ли я. (Улыбается) Я родилась в Ростове-на-Дону, и многие считают, что во мне течет казацкая кровь, но мои прадеды родом из Сибири. На сцене я часто играю иностранок. Приходилось учить тексты на французском, немецком, арабском. Для «Улицы Шекспира», мне кажется, я подошла как раз благодаря своей нестандартной внешности и способ ности мимикрировать.
Мила, у тебя тоже есть какая-то интересная история рождения роли в этом проекте?
Мила: У меня все прозаичнее. Я играю русскую девушку из обеспеченной семьи. Родители обделяли ее любовью и компенсировали это материальными благами. А цыганская жизнь привлекла своей насыщенностью и искренностью. Не богатством, золотом, интерьерами, а человеческим отношением, семейственностью — тем, чего она была лишена.
Это хорошо показано в сцене, когда она приходит домой к цыганскому барону, а ее там окружают заботой — интересуются ее жизнью и переживаниями, предлагают помощь и поддержку. Ей очень импонирует это тепло, противоположное холоду общения в ее семье. Моя героиня влюбляется в сына барона — брата героини Лизы, она отдается этому чувству, поэтому не замечает, как цыгане обманывают ее — общаются, чтобы иметь влияние на отца мэра.
Ты тоже подробно изучала жизнь цыган перед съемкой?
Мила: Не так, как Лиза, конечно. Поэтому была сильно впечатлена, оказавшись на съемках в центре цыганской свадьбы, словно в стране чудес. Мне почти не приходилось играть, я действительно смотрела на происходящее широко открытыми глазами. Я уверена, что зрителя очень удивит визуальный ряд — локации, костюмы. Это ярко и оригинально! Когда я приходила на читки, подолгу стояла возле распечатанных фотографий быта цыган, которые были развешаны на стенах для вдохновения. Архивные снимки, детали интерьеров, костюмов, похорон, сва еб, традиций и обычаев — от этого невозможно оторваться.
А в жизни вы сталкивались с цыганами?
Мила: Сразу вспоминается случай, который произошел с Димой Чеботаревым. В аэропорту Минеральных Вод к нему подошла цыганка, хотела погадать, а он решил ей ответить на цыганском: «Наиз», то есть «Спасибо». Выучил во время съемок. Цыганка сделала пренебрежительное лицо, выкрикнула: «Ооой, ром, бл***!» (Рома — цыганская этническая группа, к кото рой она не принадлежала, между раз ными ветвями цыган сильные разногласия), развернулась и демонстративно ушла, поняв, что с ним этот номер не пройдет. (Смеется)
Сложно, наверное, было переключиться на другую работу после такого яркого проекта?
Мила: Я обычно без труда переключаюсь. Между дублями актеры ведь все равно отвлекаются, общаются, смеются. Да и в целом энергия на про ектах различается, поэтому организм сам по себе перестраивается.
Лиза: А со мной часто случается так, что уже в новом проекте я чувствую отголоски прошлого, который никак меня не отпускает.
Вы были знакомы друг с другом до съемок в «Цыганах»?
Лиза: Мы учились в одной мастерской в разных наборах.
Мила: Лиза окончила в 2017м, а я в том году поступила.
Лиза: Мы еще тогда близко не общались. Но я помню нашу очень теплую случайную встречу в мастер ской Петра Фоменко. Кажется, было Рождество.
Знали про улицу Шекспира и ее обитателей в Екатеринбурге?
Мила: Я никогда о ней не слышала раньше. Если бы просто прочитала название сериала, подумала, что сюжет будет связан с театром. (Улыбается) У нас недавно были гастроли в Екатеринбурге со спектаклем «Последнее лето», мы поехали на эту улицу с Данилом. Погода была пасмурная, цыган не встретили, к сожалению. Походили там, посмотрели на дома, сфотографировались с табличкой, на которой указано название улицы. Меня порадовало, что я почувствовала такую же атмосферу, которая была во время съемок. Это был хороший маркер: значит, художникам-постановщикам действительно удалось воссоздать быт и уникальность жизни цыган.
Лиза: Я не была там. Но, конечно, слышала историю, как девелопер пытался забрать землю и на месте этих домов построить многоэтажки.
Раньше считалось, что цыгане не могут жить в многоэтажках, поскольку у них не принято, чтобы женщина «ходила у мужчины по голове».
Мила: Ох уж эти традиции и особенности, удивительные для русского человека! И наш сериал рассказывает не просто историю героев, но и историю народа. Ведь только когда погружаешься в тему, начинаешь понимать, как живут люди, почему поступают так или иначе, перестаешь их оценивать.
БЛАГОДАРИМ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТАЙЦЫ» ЗА ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СЪЕМКИ
СТИЛЬ: ЕКАТЕРИНА НОСАРЕВА
ПРОДЮСЕР: УЛЬЯНА КАЛЬСИНА
МАКИЯЖ: ОЛЬГА ГЛАЗУНОВА
ПРИЧЕСКИ: ЛИДИЯ МАЛЕЦ
АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА:МАКСИМ РОМАНЕНКО