Артем, Рустам, сейчас, когда все серии позади, можете сформулировать, про что “Нам покер” для каждого из вас?
Артем: Для меня – про семью, про любовь, про дружбу. И про покер. Я сам играл – мы с друзьями собирались за длинным столом. Это было, когда я учился в старших классах школы. “Нам покер” - ностальгический вызов к тем временам.
Рустам: Ты очень правильно это почувствовал. “Нам покер” - это про взросление, про свое место в жизни, про желание быть кем-то любимым.
А вы, кстати, были знакомы до этого?
Артем: Рустама я не знал. И даже его “Трудных подростков” я посмотрел уже после знакомства.Но мы как-то сразу сошлись – на первой нашей встречи сели и, наверное, час поболтали про жизнь, про сценарий, про мечты, про пережитые расстройства – сошлись во многих вопросах.
Рустам, в прошлом вы и сами были по ту сторону камеры. Даете указания актерам? Как вообще работаете?
Рустам: Наверное, это было бы уместнее спросить у Артема. Как тебе мои методы?
Артем: Мне все понравилось. Сейчас уже могу сказать, что Рустам сильно повлиял на мою творческую жизни. Это, во-первых, человек, который меня вдохновляет. А во-вторых, он тот режиссер, который может сохранить уверенность, несмотря на все перипетии, которые могут происходить на съемочной площадке. На протяжении нашей двухмесячной работы мне было очень интересно наблюдать за ним и слушать, что и как он говорит. Рустам воистину интеллигентный режиссер, он ни разу ни на кого не накричал, никогда не останавливал процесс, он все время его двигал вперед. Если была какая-то палка в колесе, он со спокойствием, уверенностью и верой в лучшее будущее продолжал делать то, что не относится к творческим моментам.
Артем, а что для вас в принципе важно в режиссере? А что непозволительно?
Артем: Самое важное для любого актера - довериться режиссеру всецело и полностью. Быть этим теплым пластилином, из которого он будет тебя лепить. Но не забывать про то, что ты тоже личность и тоже можешь что-то предложить – оставаться художником, а не беспрекословно подчиняться тому, что велено. А непозволительно… Не знаю, мне кажется, непозволительно это прибегать к каким-то эмоциональным поступкам, словам, которые не только остановят процесс, но и поведут его не в ту сторону. Важно взять себя в руки. И это то, чему я, опять же, учился у Рустама - брать себя в руки и идти делать дальше.
Рустам: Все, что в рамках УК РФ позволительно. (Смеется). Но мне не интересно быть каким-то тираном, как-то влиять за пределами съемочной площадки. «Поедать» людей для того, чтобы добиться своей цели – это не мой путь.
Актер или режиссер – кто должен уметь больше?
Рустам: Режиссер, конечно, потому что актер кино может быть просто красивым человеком, который смотрит на муху, сидящую на потолке. А мы кладем туда музыку, и все получается.
Артем: Я, пожалуй, сейчас воздержусь от ответа. (Смеется)
При каких условиях можно назвать съемочную команду идеальной и бывает ли такое в киноиндустрии?
Рустам: Конечно, бывает. Для этого нужно, чтобы люди были схожего вкуса и при этом умели бы воплощать все в конкретику. Например, у меня очень конкретная работа. Я могу сколько угодно мечтать о чем-то, но у меня есть вот этот актер, эти декорации и съемочные возможности. Моя задача – найти решение, при которых задача, поставленная в сценарии, будет решена. Так же и у актера.
Кстати, про актеров. Говорили, что Саша Бортич в сериале появилась не случайно…
Рустам: Когда она прочитала сценарий, сказала: «Если вы не дадите мне эту роль, я вас прокляну». А мы все очень боимся проклятий. И если без шуток, то мы пробовали очень много прекрасных актрис, но Саша идеально попала в образ. Ее легкость, привлекательность и бэкграунд нам подошли идеально, плюс у нее сразу появилась какая-то химия с ребятами. И это читается через экран.
Не вредит ли процессу, когда, условно, на съемках все становятся одной семьей и спокойно относятся друг к другу, но без искры? Что в таком случае лучше?
Рустам: Мне кажется, нерв на съемочной площадке имеет место быть, только если это обусловлено сценой. Потому что переживаний и без того предостаточно. Кино – это такой процесс, где всегда что-то идет не по плану – солнце зашло, шутку забыли, кто-то заболел…
Артем: А я всегда за то, чтобы съемочная площадка превращалась в семью. В хорошем смысле этого слова. В семье все перетрется и поедет дальше. На площадке всякое же бывает. Каждый проект - это маленькая жизнь. Поэтому важно сохранять баланс, в котором рождается по-настоящему такая творческая семейная атмосфера, но люди не забывают про субординацию, про то, что мы здесь общим делом занимаемся.
«Нам покер» - криминальная комедия о том, к чему приводит жажда быстрых денег. И тут самое время спросить, какие у вас отношения с финансами. Помните свои первые большие деньги, на что потратили?
Артем: На подарки близким.
Рустам: Прям больших? У меня пока такой вещи и не было. (Смеется)
А было ли у вас так, что из-за денег вы впутывались в какие-то истории?
Артем: Со мной ничего такого не происходило. Может быть, я участвовал в каких-нибудь розыгрышах, но это так, мелковато для авантюры. А вот чтобы по-крупному – никогда, слава Богу.
Рустам: Про себя могу сказать, что я очень азартный человек. И эту свою сторону я очень боюсь. Поэтому даже когда для фильма нам приходилось бывать в зонах, где разрешены азартные игры, я изо всех сил старался держать себя в руках, чтобы не в одних шортах потом оттуда уйти. Я даже в лотерею никогда не выигрывал.
Кто-то говорит, что деньги – это свобода, кто-то, что власть. А для вас они про что – актерскую и режиссерскую версию, пожалуйста?
Артем: Лично мне нужны, чтобы делать приятное родным и близким. Ну и себе, конечно.
Рустам: А для меня – это про закрытие необходимых бытовых потребностей, по комфорт. Наверное, пока так.
Сколько вам сейчас надо для счастья?
Рустам: Мне достаточно одного хорошего сценария в год, а про деньги договорится мой агент
Артем: Есть хорошая грузинская пословица: когда счастье становится больше, надо не забор делать выше, a стол ставить шире. Мне кажется, что вот деньги, они как раз-таки про это счастье. Нужно уметь быть счастливым от того, что у тебя уже есть. А если счастья становится больше, его не нужно хранить и оберегать. Им нужно делиться с людьми, которые твое счастье не украдут, а преумножат.