Официально коллектив был основан в 2009 году, но его история началась за год до этого. Именно тогда основатель арт-группы «Хор Турецкого» Михаил Турецкий решил создать новую женскую группу и объявил о наборе вокалисток. Продюсер искал девушек с уникальными голосами и тембрами, которые смогут выступать в разных жанрах.
Я прослушал более трехсот вокалисток со всей страны, выбрал лучших из лучших. Я изначально искал настоящих заложников профессии, тех, кто проживает каждое выступление на разрыв аорты. Кроме того, важным критерием отбора были и чисто человеческие качества: характер, целеустремленность, умение работать в команде, — позже вспоминал Турецкий.
Девушки, в этом году SOPRANO 15 лет. Что для вас значит эта дата?
Для нас это целая веха. Но мы еще молоды, как говорится — самый творческий сок. (Улыбаются) Для женской группы это большой отрезок времени, особенно если основной костяк практически не менялся за 15 лет. Для нас эта дата — возможность в очередной раз встретиться со своим зрителем, подготовить новые песни, сшить костюмы, собрать крутой концерт в Москве — это наш праздник.
В чем секрет успеха коллектива, как думаете?
На наш взгляд, в искренности, профессионализме и любви, с которой мы относимся к своему призванию. У нас в группе целая палитра голосов — такого зрители не могут услышать ни на одном концерте других исполнителей. На Западе много проектов в жанре а капелла, хоров, но нет коллективов, которые поют эстрадные песни в совершенно разных жанрах. У нас разные тембры, очень богатый репертуар, большое количество исполнительниц — в мире больше нет аналогов SOPRANO.
Как менялся репертуар группы с течением времени?
Мы всегда пели все самое красивое и интересное. Поначалу совмещали классику с другими песнями или интегрировали эстрадные композиции друг в друга. Сейчас мы это делаем реже, у нас стало больше авторских песен. В плане многоголосия ничего не изменилось: SOPRANO — это по-прежнему лучшие голоса, самый красивый вокальный коллектив страны. Мы стали старше, мудрее, опытнее, ярче, выросли духовно — задаемся новыми вопросами, понимаем, что хотели бы сказать со сцены зрителям.
Есть какая-то песня, которая одинаково нравится всем участницам группы?
Сложно выделить одну, назовем несколько: «Ты все, что нужно мне», «Адажио», Cantame, Miserere, «Ау». Эти хиты нравятся всем нам без исключения.
Сейчас вы находитесь в гастрольном туре по России. В графике у вас 70 городов — серьезная цифра.
Да, тур начался еще в 2023 году — мы посетили уже более 20 городов. Были в Сибири, на Урале. В планах — Золотое кольцо и Дальний Восток. Поклонники всегда встречают нас очень тепло, показывают свой город, устраивают экскурсии. Благодаря этому мы имеем возможность увидеть нашу необъятную страну, познакомиться с прекрасными людьми.
До этого вы выступали в Латинской Америке. Как вас встретили на другом континенте?
В 2023 году мы расширили границы нашего совместного с «Хором Турецкого» проекта Unity Songs, который проходит при поддержке Правительства Москвы и МИД России, и посетили страны Южной Америки: Панаму, Никарагуа, Перу, Бразилию, Кубу, Аргентину, Уругвай, Мексику, Венесуэлу, Индонезию. Нас прекрасно приняли, были поражены нашей мощной энергетикой — южные люди очень эмоциональны. В Бразилии мы собрали полный зал театра; в Венесуэле, несмотря на тропический ливень, с концерта не ушел ни один человек. Представляете, мэр Каракаса Кармен Мелендес вместе с Михаилом Турецким пела «Подмосковные вечера»! (Улыбаются) А в Индонезии любят другую нашу песню — «Очи черные». Оказывается, еще во времена СССР композицию перевели на индонезийский, и теперь она считается чуть ли не национальной.
Вы часто видитесь с Михаилом Борисовичем Турецким? Какое участие он принимает в жизни группы?
Если гастролируем вместе с Хором, то встречаемся каждый день. У нас много совместных проектов — Unity Songs, «Песни Победы», «Мы Россия». Если же SOPRANO уезжает в тур — у нас своя траектория, отличная от Хора, — тогда можем не видеться неделями. На планерки собираемся на репетиционной базе. Иногда Михаил Борисович приходит с нами поговорить или послушать нас, подышать с нами одним воздухом, посмотреть, что происходит — в общем, держит руку на пульсе.
Он строгий руководитель?
Михаил Борисович очень въедливый, вникающий, интуитивный. Хорошо чувствует людей — он изначально знал, кто именно из участниц сработается, не будет тянуть одеяло на себя. С ним и правда бывает непросто — когда он устает или просто не в духе. Но легких талантливых людей не бывает. Чем масштабнее творческая фигура, тем сложнее. Плюс у него очень много дел и ответственности — Турецкий и музыкант, и продюсер, и идейный вдохновитель.
А как вам удается поддерживать теплые профессиональные отношения в женском коллективе?
В этом плане нам повезло — в группе остаются люди, которые способны договариваться, находить общий язык. У нас уже скорее родственные отношения — мы друг друга любим, понимаем, прощаем, знаем, в какой момент нужно не выяснять отношения, а разойтись, потом все это перемолоть и двигаться дальше. Сцена оголяет — 15 лет мы эмоционально открыты друг перед другом. И конечно, после такого тесного взаимодействия доверяем друг другу больше, чем другим людям, тут уже нет места каким-то глупым ссорам.
В обычной жизни дружите?
Конечно. Если работы мало, стараемся чаще встречаться, а если много — позволяем себе соскучиться друг по другу. У нас есть традиции — вместе справляем дни рождения, ходим за покупками, ездим в отпуск, занимаемся спортом.
Помимо того, что вы очень талантливые девушки, еще и очень красивые, яркие, непохожие друг на друга. Важна ли внешность на сцене?
Конечно важна, и не только в женской группе. Самое главное — чтобы горели глаза, ведь это зеркало души. У нас с этим все в порядке. А еще очень важно постоянно работать над собой, совершенствоваться, заниматься спортом. Но вообще мы обычные люди, со своими слабостями. Можем съесть торт, но потом отработать его в спортзале. Мы должны быть в форме, хорошо выглядеть, быть в ресурсном состоянии, чтобы иметь силы и нравиться себе. Мы поддерживаем и мотивируем друг друга.
Получается ли у вас совмещать карьеру и личную жизнь?
Это сложно, но возможно. Мы много времени проводим на сцене и в разъездах. Не каждый мужчина поймет нашу профессию, согласится на долгоеотсутствие. И девочки, и наш руководитель — все входят в положение, учитывая личные ситуации солисток, можем кого-то отпустить — это нормально, не зря же нас девять человек.
Текст: АННА КАСЬЯНОВА
Фото: Дамир Жукенов