Совсем недавно, в августе, Филипп получил награду международных независимых кинокритиков за главную роль в картине "Иван Денисович" на фестивале в Локарно. Фильм режиссера Глеба Панфилова показывали на площади Пьяцца-Гранде перед тысячами зрителей. "Конкурсные картины в Локарно идут в обычном кинотеатральном зале, но в центре города есть так называемая Большая площадь, и там проходят показы внеконкурсных картин, — рассказывает Филипп. — Устанавливается огромный экран, и восемь тысяч человек смотрят фильмы! На Пьяцца-Гранде под открытым небом и состоялась наша мировая гала-премьера. Огромный экран, отсветы на окнах домов, звук, покрывающий, кажется, весь этот маленький тихий курортный городок... Потрясающие ощущения".
Как европейская публика принимала "Ивана Денисовича" с его такой очень российской ментальной и физической стужей?
Прекрасно принимала. Ведь фестиваль артхаусный, и там публике не привыкать к сложному, серьезному кино. Картина демонстрировалась на русском языке с субтитрами. Организаторы поставили премьеру в самый лучший день — накануне закрытия, когда на фестиваль приехали все звезды. И у нас были многие, в том числе знаменитый американский режиссер Джон Лэндис и его не менее знаменитый соотечественник Абель Феррара, получивший в Локарно приз за режиссуру. Мы с ним подружились, он сказал мне много хороших слов. А на приз мы не рассчитывали, ведь картина не была в конкурсе. Но ассоциация международных критиков имеет право выбрать из общей программы то, что считает достойным награды. И это, конечно, очень почетно и приятно. И еще раз доказывает, что Глеб Анатольевич Панфилов — выдающийся режиссер. Работая над сценарием, он стремился сделать его более общечеловеческим, выйти за рамки конкретно этой истории, написанной Солженицыным. И мой персонаж Шухов сегодня воспринимается глобально — для человека любой страны и национальности.
(Костюм 21DOT12; водолазка, Mango).
Панфилов поставил вам задачу: улыбаться сквозь боль. Это очень красиво звучит, но что за этим стоит для вас как артиста?
Это состояние удержать внутренне, не дать ему погаснуть. А состояние Шухова — уже десятый год отсидки, и живет он еле-еле, из последних сил... Но этот один день, о котором мы рассказываем, самый счастливый — мы сразу так договорились с Панфиловым! — в этой чудовищной "десятке". Шухову осталось девять дней до выхода, и через весь его лагерный ад — боль, голод, холод, страх, унижения — ниточкой проходит счастье. Он получил весточку, что живы дочери, он предчувствует встречу, и легкая улыбка освещает и его лицо, и все вокруг него. И я ее продержал, пытался держать, на протяжении всей картины. Пресловутое "сквозное действие" Станиславского, но так оно и есть. Внутренне стать другим человеком — тем, кого играешь. Честно вам скажу, я горжусь этой ролью, горжусь. Когда смотрел фильм в Локарно, то не видел на экране себя. Там был не я, был Шухов. Такое погружение заняло у меня очень много времени, я не выходил в свет, вообще не ходил никуда, я отрастил ногти, они были грязными, я отрастил эту бороду, эти усы, в последнее время я уже и не умывался, потому что не было смысла, надо было стать им. Очень тяжело было в эту роль войти, но еще тяжелее было из нее потом выйти. Когда сказали "стоп! Все снято!", я испытал опустошение — как мне снять с себя Шухова?
Кого-то из вашей семьи затронули сталинские репрессии?
Когда Глеб Анатольевич предложил мне эту роль, я воспринял это как знак, потому что судьба Шухова как две капли воды похожа на судьбу моего дедушки Саши. Это папа по маминой линии. Он воевал, попал в плен, потом лагеря, вышел, тоже две дочери... О войне и о том, что было потом, он не говорил, у меня от деда ощущение визуальное, тактильное — сколько в нем было света и доброты... Эту роль я посвятил своей маме, и об этом сказал в Локарно со сцены.
И еще одно важное для вас событие: премия Александра Кайдановского на фестивале "Зеркало", который в конце августа прошел на родине Андрея Тарковского в Юрьевце. И словно замкнулся какой-то круг, начальной точкой которого была ваша роль, еще ребенком, в фильме "Зеркало".
Да... И вы знаете, в Юрьевце я видел тот дом, который Андрей Тарковский пытался воссоздать в фильме. "Зеркало" ведь снимали в другом месте, под Москвой, но я помню, как с художником, с оператором он там что-то постоянно придумывал. Поскольку я был маленький, а съемки не каждый день, я на этом проекте, как говорят, висел и наблюдал всю ежедневную работу. И теперь, когда я увидел дом Тарковского, то понял, что он хотел воссоздать в фильме метафизику своего детства, то, каким он видел тогда мир. Я как будто прикоснулся к прошлому, и оно заново для меня открылось. Это все растрогало меня до глубины души...
Филипп, вы беретесь только за те роли, которые вам интересны. Недавно на канале Start вышла премьера сериала "Контейнер". Жесткая история о суррогатном материнстве, микс социальной драмы и детектива. Вы там в роли такого властелина мира с Рублевки, во всяком случае ему самому именно так кажется.
Да, в этом и интерес! (Смеется.) Снова войти в образ совершенно другого человека. И поработать с молодым и талантливым режиссером Максимом Свешниковым, предыдущая работа которого — "257 причин, чтобы жить" — мне понравилась. На переговорах он мне показался очень конструктивным и талантливым человеком, и поэтому я с удовольствием на это подписался. Сценарий мне тоже понравился, и партнерши были замечательные — Оксана Акиньшина, Маруся Фомина, Маша Лобанова. А еще меня заворожил особенный киноязык фильма, его такой скандинавский стиль — там все зима и зима, холод, медленное, тягучее время и одновременно очень динамичное внутреннее существование героев. Каждый со своей тайной. Я не буду спойлерить, серии выходят раз в неделю, но видимый сюжет о том, как наши с Марусей Фоминой герои хотят получить ребенка от суррогатной матери, — это только вершина айсберга. Это триггер, который запускает развитие сюжета и столкновение самых разных сил. И черных, и белых.
К работе в кино вы относитесь с тщательностью театрального актера. Вы окончили Школу-студию МХАТ, но, даже не зная этого, можно догадаться — редко кто сейчас в интервью вспомнит сквозное действие Станиславского. В МХТ вы играете Дмитрия Карамазова в спектакле "Карамазовы", и публика специально ходит в театр "на Янковского". Какое место театр занимает в вашей жизни?
Московский художественный театр имени Чехова — мой родной дом, и я люблю его. Школа-студия, товарищи, мой учитель Олег Павлович Табаков, который когда-то и благословил меня на занятия режиссурой... Это все моя жизнь, без которой не было бы меня сегодняшнего. Я не штатный артист театра, но всегда прихожу на сборы труппы — открытие сезона, закрытие сезона... Восемь лет уже играю в "Карамазовых" Константина Богомолова. Вы знаете, я с удовольствием играл бы на этой сцене и дальше, и больше, но новое руководство театра, которому я отдал много, не ангажируют меня в новые постановки. Не знаю, с чем это связано, и даже немножко расстроен этим. И совсем печально, что "Карамазовых", насколько мне известно, в ноябре этого года снимают с репертуара. Журналисты театральных изданий звонят, хотят услышать от меня какие-то мысли по этому поводу, они у меня безусловно есть, я проанализирую ситуацию, и, наверное, ответ будет. Но больше всего мне сейчас жалко зрителей, которые любят этот спектакль, ходят на него по многу раз. На днях я был в МХТ, когда в последний раз давали "Идеального мужа" того же Богомолова, приехал на такси, и пока шел к театру по Камергерскому мимо собиравшейся публики, услышал и аплодисменты, и добрые слова, и то, как они мечтают смотреть эти спектакли дальше, и вопрос "почему?"... Зрители честно этого не понимают.
Филипп, мы в последний раз с вами говорили давным-давно, в Петербурге, когда делали фотосессию для HELLO! к премьере фильма "Распутин".
Это 10 или 11 лет назад, да. Я пытался вспомнить.
И вы замечательно тогда говорили о своих детях, Ивана и Лизу, я вам напомню дословно: "Мы с Оксаной вложили в детей очень много труда. У них хорошие манеры, правильное поведение, они уважают старших и вообще других людей. Умные, красивые. Дай бог, талантливые. Дай бог, чтобы у них все сложилось". Прошло 10 лет, и ваш посыл услышан.
Получается, что так... Мы с Оксаной и с мамой моей очень гордимся успехами Вани и Лизы. Ваня огромный молодец, его успехи всем известны. Лиза только начинает карьеру, но уже блестяще играет в спектакле Юрия Бутусова "Человек из рыбы" в Художественном театре. И у нее выходит скоро новая картина: она сыграла Нику Турбину, знаменитую молодую поэтессу с трагической судьбой. Лиза очень талантливая девочка. Я думаю, что в их выборе профессии главную роль сыграла генетика, от нее никуда не денешься. Ваня и Лиза — потомственные артисты, с рождения жившие в театрально-киношной среде. У Оксаны папа тоже артист — Олег Фандера играл в Одесском драматическом театре. Дети видели непарадную сторону актерской жизни. Они были готовы к труду.
Мне кажется, и Иван, и Лиза унаследовали вашу семейную внутреннюю серьезность по отношению к себе, к своему делу. Это прочерчивается в том, как они работают, насколько сторонятся публичности, светского мелькания...
Спасибо вам большое, что подметили, очень приятно слышать, мы же не все анализируем. Наверное, это зависит и от воспитания и, конечно же, от их внутреннего мира. Так что "спасибо" нужно говорить не только нам с Оксаной, а, естественно, и Ване с Лизой. Достойно уважения их поведение.
И еще прочту из вашего прежнего интервью. "Я думаю, нам с Оксаной повезло обоим. Нам очень хорошо вместе. У нас общие цели, общая жизнь, а не сосуществование под одной крышей. Оксана прекрасный человек, замечательная женщина, удивительная мать. И самое главное — я ее очень люблю". Спустя 10 лет...
И спустя 10 лет ничего не изменилось, эти очень хорошие и точные слова я могу повторить вновь. Более того, они наполнились новой силой — 26 июня у нас родился внук. Мы стали бабушкой и дедушкой. Это огромное счастье для нас. И знак судьбы — внука назвали Олегом, и он получился Олегом Ивановичем, мы с Оксаной никакого к этому отношения не имеем, это родители сами решили. Вова Машков, мой друг, когда я ему позвонил и сказал: "Все, я дед!" — говорит: "Ну поздравляю, счастья. Как назвали?". Я отвечаю: "Олегом" — "Ну у вас, у Янковских, фантазия-то не особенно работает!" Мы посмеялись, но вот оно так. И действительно, с одной стороны у нас Олег Иванович и с другой Олег Иванович, и сколько это подарило всем нам улыбок, радости — и маме, и папиным товарищам! Вот такое счастливое событие.
Состояние счастья всегда связано у вас с семьей?
Да, конечно. Работа, успех, известность — вещи нужные и приятные, с ними хорошо. Но счастье — я не скажу ничего нового — это когда мы все здоровы, счастье, когда видишь друг друга, счастье, когда все хорошо у близких, у друзей. Нет ничего более счастливого, чем собраться семьей. У нас, конечно, все артисты со своими графиками... И хотя мы стараемся дни рождения соблюдать, не всегда получается. Но Новый год у нас в семье — это железный праздник, который никто не вправе пропустить. Собираемся за городом. Вспоминаем, светлая память, отца моего, он, к сожалению, не дожил до своего правнука. Но с нами мама, она счастлива...
Недавно я давал интервью на радио, было прямое включение по телефону в радиоэфир, и там меня поздравляли с премиями, премьерами, и восторженные ведущие, хорошие и интересные, задали такой вопрос: "Как вы считаете, что бы сказал ваш папа, глядя на ваши успехи сегодня, как бы он отреагировал?". Мне вопрос показался немножко бестактным, но все же я на него ответил: "Я не знаю, что бы сказал отец, по таким мелочам я с ним не общаюсь". А я безусловно с ним нет-нет да и общаюсь. И в самые важные моменты жизни я ощущаю его присутствие почти физически. Вот рождение моего внука, его правнука, — это как раз именно такое событие, которое позволяет мне с ним поговорить. А профессиональные успехи, конечно, это очень радостно, но уж точно не самое главное.
Стиль: Елена Зверева
Мейкап/прическа: Анастасия Вавина
Продюсер: Ольга Закатова
Ассистент фотографа: Александр Лосевский
Ассистент стилиста: Алина Усова
Ассистент продюсера: София Расторгуева
Благодарим Сколковский институт науки и технологий за помощь в организации съемки.