Дмитрий, а ведь Данила Чащин до «Райцентра» работал только над театральными постановками.
Да, это его первая киноавантюра. И из театра он перенес в работу над фильмом достаточно долгий и плодотворный процесс репетиций. Когда начали работать, мы прочитали сценарий и разобрали все сцены. Это очень помогло, потому что все вопросы, которые могли возникнуть во время съемок, отпали сами собой. Мы не тратили драгоценное время и максимально плодотворно работали. Еще Даня предоставил нам актерскую свободу при создании персонажей. Он нам очень доверял, как доверяют актерам в театре. Думаю, именно это позволило сделать наших героев яркими и где-то даже на грани гротеска.
Кинокритики сравнивают «Райцентр» с «Фарго» или «Очень странными делами». Видимо, на эти мысли их наводит эстетика 90-х и таинственный тунгусский метеорит, на поиски которого отправляются герои.
Лично я не вижу пересечений с «Очень странными делами», а вот оммаж «Фарго» и братьев Коэн присутствует. Я очень люблю этот режиссер ский дуэт и мечтаю с ними поработать. Стоит вспомнить картину «О, где же ты, брат», какой там закрученный сюжет и яркие персонажи! Это заставляет проводить параллели с нашей картиной. В «Райцентре» присутствует щепотка вестерна. В тизере, в сцене, где мы с героиней Кристины Асмус стоим на мосту, есть отсылки к Серджио Леоне. При этом, мне кажется, нам удалось создать нечто аутентичное, свое и уникальное.
А чем вас зацепил проект?
В первую очередь, еще до прочтения сценария, он привлек тем, что это проект Дани. (Улыбается) У нас с ним постоянно не совпадали графики, чтобы сделать совместный проект в театре. А тут я смотрю: режиссер — Данила Чащин. Потом узнал, что производством будет заниматься компания «Среда» — стало еще интереснее. Затем прочитал очень изобретательный и озорной сценарий, который написала Ира Пивоварова. После прочтения у меня были первые пробы по видеосвязи, тогда я сказал: слушайте, я свое кино уже посмотрел. Сценарий классно сложен, все герои проработаны, реплики прописаны. Читать его было смешно и одновременно завораживающе тревожно. Я не задумываясь согласился принять участие в этой авантюре.
По сюжету действия разворачиваются в 2014 году, когда одноклассники решают встретиться на 20-летие выпуска. А вы поддерживаете связь со школьными друзьями?
Нет. Я даже выпускной свой вспомнить не могу. Есть какие-то туманные картинки в голове, но четко визуализировать события не получается. Я учился в двух школах, у меня было два выпускных — в 9 и 11-м классах, но вспомнить, во что я был одет и кто был рядом, не могу. Так уж работает моя память. С одноклассниками я не общаюсь, практически все они остались в Хабаровске. Может, если бы я окончил школу в Москве, все было бы иначе, а так, из-за разницы во времени, мне даже с родственниками сложно поддерживать связь: когда я прихожу на работу, они уже ложатся спать.
Ваш герой Антон даже в школьные годы был серьезным парнем из деревни Вармалей. А какие поступки характеризуют 18-летнего Дмитрия Чеботарева?
Все, что я делал в юности, можно охарактеризовать просто — бегством от скуки. Я был готов на отчаянные шаги, которые могли бы в перспективе спасти меня от этой тоски. Я их совершал. Сначала поступил в Хабаровский институт, а затем уехал в Москву, в никуда. Я знал, что мне никто не поможет, но я очень верил в свою мечту и в себя. Мне повезло, на своем жизненном пути я встречал замечательных людей, которые готовы были мне помочь, но я очень долго учился принимать помощь. Мне казалось, что только я сам должен справиться со всеми препятствиями на пути. Я же вырос в Хабаровске в 90-е, тогда каждый должен был уметь за себя постоять.
А вам свойственна рефлексия?
Раньше я мог загнать себя до какого- то сумасшествия. Сейчас этого нет. Я стал спокойнее, увереннее в себе. Теперь у меня семья, мне уже не до рефлексии. Мне нужно о будущем думать, а не вспоминать прошлое.
А если бы была возможность вернуться назад: вы бы вернулись в день, когда совершили ошибку, чтобы ее исправить, или в момент, когда были абсолютно счастливы?
Конечно, в день, когда я был счастлив. Правда, таких было как минимум три: свадьба и рождение моих детей. Безусловно, в моей жизни были ошибки, но они привели меня туда, где я сейчас нахожусь, на территорию абсолютного счастья — как в профессиональном смысле, так и в личном. Поэтому я не вижу смысла их исправлять. Менять в своей жизни я бы ничего не хотел.
В апреле у вас родился сын, как это событие повлияло на ваш график?
Так получилось, что он родился в тот момент, когда у меня вообще нет выходных. Каждый день, когда я при хожу домой, он уже спит. Вот сегодня, после нашего с вами разговора, у меня будет два часа с семьей, а потом тренировка и поезд на съемки в другой город. И так каждый день.
Рождение сына принесло в нашу семью еще больше любви, внимания друг к другу и приятных хлопот. Как говорится, нам на хранение досталась чудесная душа, и главное — очень внимательно к ней относиться и не навредить.
Вы дали сыну необычное имя — Кай. Долго выбирали?
Долго. Все началось с того, что мы дали дочери необычное имя — Иванна. Когда мы ее зовем, вокруг обычно нет ни одной Иванны, она чувствует свою уникальность. Поэтому, когда мы узнали, что у нас будет мальчик, решили придумать ему имя, которое будет таким же редким и уникальным, как у дочери. У нас были разные варианты, мы все их проговаривали, примеряли. Так в конце осталось имя Кай. Мы с женой поняли, что это имя достаточно органично звучит из наших уст. Но решающий голос был за Иванной. Когда мы услышали, как она нежно обращается к еще не рожденному брату — Каюша, — мы растаяли. Это было так трогательно, что другие варианты больше не рассматривали.
Вы светитесь, когда рассказываете о детях.
Это правда. Дети могут ничего не делать, но при этом давать тебе максимальную любовь. Это невероятное счастье — видеть, как Иванна проявляет свои чувства. Помимо того, что она постоянно обнимает и целует нас, дочка очень внимательна. В свои 4 года она готова слушать, вести диалог, принимать чужую точку зрения и делиться своей. Даже если ей это неудобно, она согласна идти на уступки, потому что понимает, что таким образом сделает нам приятно. Иванна не эгоистка, с ней уже можно по-взрослому договориться. И дело не только в воспитании. Для меня это один из показателей ее любви к нам.
А как ваша жена Лиза со всем справляется?
Она герой! Восхищает меня и вдохновляет.
Где черта между готовностью сняться еще в одном проекте и желанием провести больше времени с семьей?
Если выбирать между семьей и заработком, я всегда выберу семью. Съемки — это не всегда равно деньги. Бывает так, что на кону стоит возможность отдохнуть с семьей или принять участие в интересном проекте с классной историей. Тогда мы обсуждаем это на семейном совете. Ты не можешь решить все в одиночку, это должно быть общее решение, потому что оно касается каждого. Однажды нас с Лизой обоих утвердили в один проект. Но на тот момент мы понимали, что и мне, и ей, и Иванне необходим отдых. Мы отказались и уехали в отпуск, потому что это было для нас важнее. Не так давно в моей жизни случился проект «Голиаф», который мы снимали в Казахстане. Это такой категории авторское кино, в котором снялся бы, даже если бы ничего не платили. Предполагалась экспедиция в чужую страну на несколько недель. Мы обсудили это с Лизой и решили, что мне надо принять в нем участие.
И этот проект принес свои плоды: фильм «Голиаф» показали в Венеции, а недавно он получил приз французского кинофестиваля.
Да, верно. Режиссером картины выступил Адильхан Ержанов. Еще до знакомства с ним я пересмотрел все его фильмы и понял, что хочу окунуться в мир, который он создает. Когда мы созвонились по видео, он сказал, что не видел ни одну из моих работ, лишь смотрел интервью. Он сказал, что ему неинтересно смотреть другие фильмы актеров, потому что это работа других режиссеров с другим материалом. Вот так, лишь по моим интервью, Адильхан понял, что хочет со мной поработать. Мне его подход показался интересным, к тому же я знал, что фильмы Ержанова получали призы на различных международных фестивалях, а его картина «Желтая кошка» выдвигалась на «Оскар» от Казахстана. Когда он прислал мне сценарий, это выглядело как несколько листочков с набором фраз. Затем был долгий процесс онлайн-репетиций, во время которых мы лепили своих героев и их истории. Это было настоящее приключение, абсолютно новый опыт создания проекта в другой стране, с другой школой и другим взглядом на мир. Вот так я рискнул — и не прогадал.
Вы вообще любите рисковать. Чего стоит проект ElectroVoice в вашем родном «Электротеатре Станиславский».
Я бы назвал это шалостью, которая удалась. Музыкальный руководитель нашего театра Арина Зверева однажды пригласила меня, Антона Косточкина и Борю Дергачева и предложила придать форму нашим музыкальным номерам. Я взялся за режиссуру. Когда мы сделали первый концерт для своих, «Электрокараоке», наш художественный руководитель Борис Юханов сказал: «Ребята, на это надо продавать билеты». Мы сделали концерт для зрителей, получили невероятный отклик и решили продолжить. Вот так пранк вышел из под контроля. (Смеется) В мае мы сыграли рок-концерт, уже пятый по счету. Не знаю, смогу ли я дальше находить время, силы, энергию, чтобы про должать это дело, но то, что мы пережили нашей командой, было прекрасно.
Нет желания дальше пробовать и развиваться в режиссуре?
В театре я регулярно к этому обращаюсь, но не часто. Мне предлагали снять кино, но пока не хочу. Гораздо комфортнее я чувствую себя по ту сторону камеры.
СТИЛЬ: ВАРВАРА КОНОСОВА
МАКИЯЖ И ПРИЧЕСКА: СВЕТЛАНА ЖИТКЕВИЧ
ПРОДЮСЕР: ИРИНА ПАПОЯН