Александр, вы один из немногих «фабрикантов», кто активно ведет социальные сети, однако в них больше о творчестве. Расскажите, чем вы сегодня занимаетесь, как проходит ваш обычный день.
Утром я отвожу дочку в сад, завтракаю и прихожу в свой офис. Выполняю срочные задачи по бизнесу — смотрю показатели, отчеты, общаюсь с сотрудниками. Далее — спорт, занимаюсь три раза в неделю — иду пешком или еду на велосипеде в свой фитнес-клуб, по дороге «проветриваю» голову. Каждый день стараюсь выделить время на творчество — пишу песни, занимаюсь вокалом, делаю распевки, думаю над мелодиями, гармониями, аранжировками.
В одном из интервью вы рассказывали, что в момент творческого кризиса решили поставить карьеру артиста на паузу и заняться бизнесом. Что это за дело, продолжаете ли вы вести его сейчас?
В тот период я много обучался и практиковался в построении бизнеса, запускал разные стартапы. Некоторые из них довел до какого-то определенного уровня и они были проданы, а некоторые просто не взлетели и оказались не очень удачными. Один из немногих стартапов, который остался и работает до сих пор — интернет-бутик профессиональной косметики для домашнего ухода имени моей супруги Арины Киреевой, в нем продаются косметические и космецевтические средства. Их нельзя купить в аптеке, они обладают повышенным содержанием активных компонентов, что помогает достигать классных результатов, которых моя супруга, как очень востребованный и крутой врач-косметолог, помогает достичь своим пациентам. Этому проекту уже девять лет.
Чем было заниматься сложнее — бизнесом или шоу-бизнесом?
Если очень упростить, то шоу-бизнес продает эмоции. И в данном смысле это очень сложная процедура, комбинация факторов, которые влияют на успех. Тут многое зависит от людей, от творческой составляющей, от фактора случая, попадание во время, в нужное место. Поэтому в данном смысле шоу-бизнес сложнее.
Как за 20 лет со времен «Фабрики» изменился шоу-бизнес? Как считаете, эти перемены к лучшему?
Большие изменения происходят в нашей жизни благодаря значимым техническим изобретениям. И «нулевые» как раз были тем периодом, когда в оборот было введено огромное количество таких нововведений: это и смартфоны, и социальные сети, высокоскоростной, а затем и мобильный интернет — все это очень сильно повлияло на многие сферы нашей жизни и, конечно, на музыкальный бизнес, всю индустрию развлечений в целом. Постепенно эти новые способы коммуникации заняли значимое пространство в нашей жизни. Сегодня мы уже не можем представить себя без такого дополнения к своей руке, как смартфон, в котором можем узнать о блогерах, подписаться на музыкантов, прочитать какие-то научные или ненаучные статьи. Сегодня такой метод познания мира уже привычен для всех.
Изменилась индустрия — изменился шоу-бизнес. Есть ощущение, что блогерский бум несколько обесценил артиста и музыканта как понятие. А хорошо это или плохо — нужно больше времени, чтобы дать какую-то оценку всему этому, против прогресса не попрешь, против хода истории тоже. Остается только наблюдать и принимать мир таким какой он есть.
Вам удалось поработать с самыми известными продюсерами в шоу-бизнесе — Александром Шульгиным, Виктором Дробышем и Иосифом Пригожиным. Чему вас научил каждый из них?
Александр Шульгин научил уделять внимание деталям, педантичности, математике в творчестве (в хорошем смысле) и тому, что, развивая себя в глубину, ты становишься более интересен себе, и как следствие, окружающим.
Виктор Дробыш дал понять, что с жизнерадостными, драйвовыми и легкими в работе, а также быстро принимающими решения людьми, легче и интереснее взаимодействовать.
Иосиф Пригожин — как быть многозадачным и быстро действовать в моменте.
Песни, исполненные 20 лет назад на проекте «Фабрика звезд», слушатели до сих пор вспоминают с особым трепетом. И дело тут не только в ностальгии — песни, выпущенные тогда, были добрее и чище. Как вы считаете, с чем это связано?
Музыка — это отражение времени и людей, живущих в нем. На мой взгляд, в «нулевые» мы, как артисты, рождающиеся для зрителя в телевизоре, были своего рода «Золушками». Понятные, иногда сложные, но всегда яркие истории мотивировали и нас, и наших зрителей. Кроме того, песни времен «Фабрики» — это не каверы, а авторский материал, написанный под артиста, благодаря чему получались и хиты, и связанные с этими хитами исполнители.
Я думаю, что и сейчас выпускается довольно много хороших, добрых песен, но так сложилось, что в настоящее время большинство людей не только в нашей стране, но и во всем мире, не ощущают себя очень счастливыми. И, возможно, поэтому они предпочитают прорабатывать эту определенную тяжесть внутри через песни, поют про грусть, боль, расставания, личные трагедии и так далее.
С супругой Ариной вы вместе почти 20 лет. Наверняка за эти годы было много испытаний. Столкнулись ли с кризисами в браке и как из них вышли? Как, оставаясь родителями, сохранить романтические чувства в паре?
Безусловно, такой длительный период невозможно пройти без кризисов. Люди взрослеют, получают опыт, проходят через собственные внутренние кризисы и это, конечно, неизбежно отражается на взаимоотношениях. У нас в самом начале, буквально через пару лет после свадьбы, был момент, когда мы даже собирались разводиться, но в итоге нам как-то удалось это пройти, проговорить друг с другом. Чувства были сильными и мы решили дать нашей паре ещё один шанс и, в принципе, дальше наша история продолжилась уже без каких-то серьезных проблем. И я, и Арина довольно сильные и самодостаточные личности. Это и мой, и ее выбор, чтобы рядом был человек со своим мнением, пониманием, принципами. Иногда эти мнения сталкиваются, иногда мы спорим, ссоримся, но в целом это не портит общую «температуру по больнице», она все равно положительная, здоровая и выходить из таких кризисных моментов можно только через собственное понимание, нужно ли тебе это, и через разговор со своей супругой, своим партнером.
Для меня все просто: если каждый день, просыпаясь рядом с женщиной, ты выбираешь ее, значит, сегодняшний день вы снова вместе. И так происходит каждый день — вот и весь рецепт долгого и счастливого брака, хотя слово «брак» я не очень люблю, предпочитаю слово «союз». Сохранять романтические чувства в паре помогают совместные вылазки вдвоем, без детей, без обременения бытом. Достаточно нескольких дней и не важно, куда вы поедете. Это может быть Париж, как в нашем случае, мы недавно там побывали, или, как делают наши друзья, — снять номер в отеле в своем же городе, просто побыть немножко любовниками для друг друга: чуткими, интересными, подготовить какие-то сюрпризы. И, о чем должен помнить мужчина — не забывать делать сюрпризы своей любимой, проявлять знаки внимания. Этот момент я выяснил с появлением дочери, это какие-то врожденные вещи — восторги от цветочков, подарков, то, что окрыляет каждую женщину, независимо от возраста.
Ваши дети — сын Лукьян и дочь Стефания — проявляют интерес к музыке?
Да, уже больше года и Лукьян, и Стефания занимаются с педагогами. Лукьян учится играть на акустической и электрической гитарах, а Стеша берет уроки фортепиано. Дети показывают хороший рост и это очень приятно.
На какой музыке вы росли, что сформировало ваш музыкальный вкус? Какую музыку слушают ваши дети, пытаетесь ли вы как-то на это повлиять?
Я рос на музыке, которая звучала у нас дома. Сначала это были пластинки, которые покупал папа, а позже кассеты — Стиви Уандер, Deep Purple, Майкл Джексон, Beatles, наши исполнители — Алла Пугачева, Игорь Николаев, Песняры — очень любил их творчество, слушали аудиоспектакли по сказкам. У нас дома тоже есть проигрыватель, папа прислал мне из Алушты те самые пластинки из детства — им уже больше 30 лет. Включаю их в зависимости от настроения.
А дети слушают и популярные сегодня детские песни, и современных исполнителей, и то, что сыну «подсовывает» лента в его смартфоне. Я иногда даю свою оценку, говорю — вот это интересно, а это лично мне не нравится — просто делюсь своим мнением, не навязываю его. Я понимаю, что ребенку важно находиться в контексте своего времени, своих героев, и что ему нужно обсуждать со своими друзьями то, что они слушают вместе. Музыки сейчас огромное количество, и качество тоже разное, но, думаю, определенная наслушанность постепенно приходит, плюс на занятиях музыкой он ориентируется на какие-то классические примеры и, сравнивая все это, формирует уникальный музыкальный вкус.
У вас недавно вышла песня «Покажи мне свой мир» — очень трогательная история, которую вы посвятили детям. Как считаете, нужно ли показать сыну и дочери мир? В каких странах вы уже были всей семьёй?
Я считаю, что родителю нужно стараться дать своему ребенку как можно больше: посмотреть, получить разный опыт и, если есть возможность куда-то выезжать, окунаться в другие культуры, видеть другие пейзажи, это очень развивает и помогает. Путешествия дают понять, насколько прекрасна наша планета, и прививают любовь не только к родным местам, но и в целом к нашей планете Земля. Не нужно забывать, что все люди так или иначе братья, и путешествия как раз дают возможность этому пониманию укорениться, прорасти этой любви к окружающему тебя миру.
С Лукьяном мы стали летать довольно рано, он побывал с нами в Тайланде, в Испании и Греции. Со Стешей мы были в Турции и на Мальдивах.
Александр, все, что должен сделать настоящий мужчина, вы уже сделали: построили дом, посадили дерево, воспитываете сына. Что нужно сделать еще, чтобы чувствовать себя счастливым человеком?
Все, что вы перечислили, уже делает меня счастливым человеком, но дополнительное удовольствие я снова нахожу в творчестве, в выступлениях, в написании песен, в создании новых произведений, которые, как я рассчитываю, найдут отклик у публики. Мы увидимся на концертах и с удовольствием обменяемся этими теплыми энергиями.