Встреча с актрисами начинается с примерки нарядов. «Еще недавно считала, что все это лишнее, — говорит Лиза. — Смотрела на актрис, которыми восхищаюсь — они не так много появляются на светских мероприятиях, и я думала, что именно так и надо. Но, видимо, настал момент признаться: должно быть так, как мне нравится, а мне нравится наряжаться, просто быть девчонкой и кайфовать от всего этого! В жизни я одеваюсь совсем не так: бесформенные вещи, спортивное, черное. Удобно и практично. Но порой хочется устроить себе праздник. Поэтому быть в образе дивы сегодня мне очень нравится».
Алена: Мне слово «дива» непонятно, его в моем словаре не существует. Пастернак очень правильно сказал:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Уж не по этой ли причине вы избегаете красных дорожек?
Алена: Для меня это настоящий стресс. Я больше люблю быть в тени — сделать свою работу и уйти жить в свою жизнь. Себя я воспринимаю как человека странного, до конца даже самой себе непонятного.
Кстати, с короткими волосами выглядите очень необычно!
Алена: Первый раз я остригла волосы в Мексике три года назад. Помню, чувствовала себя тогда максимально некомфортно — как в юности, когда носила обувь на два размера меньше, чтобы нога большой не казалась. Как же я жалела о стрижке! Все потому, что внутри не ощущала себя женственной, красивой. Мне хотелось обыграть все внешним — прикрыть волосами, макияжем, одеждой. Не могу сказать, что сейчас я себя полностью принимаю, но себе нравлюсь. Вот такие у меня трансформации произошли за эти годы.
Есть мнение, что на актеров влияют еще и роли, которые они проживают. И в этом плане «Калимба» — не самый простой проект…
Юлия: Когда мне прислали сценарий первой серии, я сразу поняла: героиня — абсолютно моя девчонка. Татьяна человек одинокий, переживший насилие и оттого вставший на путь спасательства. Она волонтер. Я по сути такая же. Спасенных мной — половина Москвы. Друзья смеются: «Волкова, может, уже агентство свое откроешь. Столько у тебя связей». И я правда очень хорошо коммуницирую. Видимо, у меня есть какая-то продюсерская жилка — запросто могу сводить людей друг с другом. Но параллели у нас с героиней не только в этом. В моей жизни был разный травмирующий опыт. Память многое стирает, но я помню какие-то моменты до мельчайших подробностей — тот дикий стыд, страх, которые я испытывала. Мы разговаривали об этом с нашим режиссером Нурбеком Эгеном, он сказал: «Вытащи эти эмоции и выплесни в кадре».
Алена: Актерская профессия — это реально костюмированная психотерапия. В обычной жизни с терапевтом ты никогда не решишься пойти на такую глубину, потому что у психики срабатывает защитный механизм. Но поскольку на работе ты получаешь за это деньги, у тебя не остается выбора. И каждый раз ты погружаешься глубже и глубже. Плюс есть момент отстранения, своеобразная обманка для мозга — якобы это не я. В «Калимбу» я пришла после долгого перерыва — не снималась полтора года. А это для любого актера немаленький срок. Этот проект казался мне уходящим поездом, на подножку которого я пыталась вскочить в состоянии, близком к тому, в каком была моя героиня. К тому же я только вышла из отношений. У меня не было ни средств к существованию, ни своего угла. И я отправилась в это приключение, во взрослую жизнь. Я была запуганной, неуверенной в себе, совершенно закрытой. «Калимба» стала для меня экспериментом. А когда ты идешь во что-то новое — это одновременно интересно и страшно. В этом мы с героиней похожи — обе шагнули в неизвестность.
Лиза: На съемочной площадке часто вскрываются сложные вещи, которые в повседневности можно игнорировать. Помню, мы столкнулись с Аленой на репетиции: «Каждый притянул свое, сейчас разберемся». О том, как со мной вяжется моя героиня, я поняла не сразу. Наташа — бунтарка, загнанный и ненужный ребенок из богатой семьи, пытающийся постоянно что-то кому-то доказать. Она за словом в карман не лезет, может и ударить, и в драку полезть, специально нарывается на проблемы. Но я пришла на пробы к режиссеру, и он сказал, что нерва у меня хватит, это моя роль.
Что же такого он в вас рассмотрел?
Лиза: Оказалось, то, о чем я забыла и чего сейчас очень стыжусь. Во время учебы в Англии я столкнулась с буллингом — в общежитии для девочек козлом отпущения выбрали меня, не разговаривали, делали какие-то гадости. А когда я вернулась в Россию, расстановка сил поменялась. Очевидно, решив компенсировать все обиды, агрессором стала я. Нет, я не была грозой района, но делала жуткие вещи. Например, однажды в лагере всей комнатой мы выбрали девчонку, над которой издевались всю смену. А в конце я предложила сделать «горячий стул» — сидящему на нем должны были говорить приятные вещи. И эту девчонку мы на него тоже посадили. И я ей наговорила всякого хорошего, но с одной только целью, чтобы все оценили мое великодушие. Кошмар просто! Пожалуйста, простите меня все!
На самих съемках, подозреваю, тоже было непросто…
Лиза: Это сериал про психологический эксперимент, и порой возникало ощущение, что мы — его реальные участники. Сцены снимались не только на обычные кинокамеры, но и на камеры видеонаблюдения. Вся съемочная группа выходила из комнаты, и оставались только мы-актеры, а потом мы-персонажи. Сцены были сложные, эмоциональные, было страшно и некомфортно по-настоящему.
Юля: У нас был такой эпизод, когда один из героев, Джал, меня душит, поднимая за шею по стеночке. Мы эту сцену долго репетировали с каскадерами, на мне был специальный трос. И вот, значит, снимаем мы эту сцену. Я все в соплях, слюнях — как по сценарию прописано, а оператор кричит: «А сейчас еще один кадр поднимем, где ножки болтаются!». Я чувствовала себя Алисой в Стране чудес — такие эмоциональные горки были.
Алена: Это и правда страшная сцена. Все снималась в маленьком пространстве.
Алена, у вас тоже была непростая — когда героиня Юли вызывает вас на откровенный разговор, а в итоге избивает…
Юля: Мы этот момент репетировали долго. (Смеется)
Алена: На самом деле мне с Юлькой повезло. У меня нет какой-то конкретной методики, шаблона, по которому я готовлюсь к ролям. Новый проект — новое погружение. Как подступиться к роли в «Калимбе» я не понимала. Времени оставалось все меньше и меньше. А Юлька оказалась не только актрисой, но еще и коучем. Вместе начали читать и «разминать» наши роли. И в какой-то момент я поняла, что моя голова перегружена информацией. А понимание, как играть, так и не пришло. И вот накануне я попадаю на премьеру «Балета» Жени Сангаджиева и слышу трек Синекдоха Монток «КГ». Он меня вскрыл, оказался ключом к роли. Я надевала наушники и слушала его в перерывах между съемками. Он давал мне нужное состояние.
Юля: А еще у нас с Аленой был общий консультант. Мы разбирали характеры наших героинь, говорили про травмы, и я думала: «Господи, а что было бы, если б в детстве человек не пережил этот страшный опыт насилия?». Совершенно не важно какого — физического или психологического. Для психики ведь это одинаково травматично. Как мать я всегда думаю, как обезопасить своих детей, где соломки подстелить. Но к своим 40 годам пришла к выводу, что важнее ментального здоровья ничего нет. Поэтому я уже давно не живу в мифах, когда, знаете, говорят: «Юля, а как вы выходите из роли?». Молча. Потому что знаю, что дома меня ждет «окружающий мир». Это здорово отрезвляет и заземляет, как мне кажется.
Лиза: Я после таких ролей обычно много сплю, выключаюсь из жизни. Этой осенью, например, снималась в картине про маньяка. Там было очень много трупов, грязи, боли, вызова. Для меня это было настолько изматывающе, словно мясорубка моей собственной личности, что теперь, когда я вижу в сценарии такие темы, сразу говорю, что пока не готова погружаться в подобный опыт. Я даже взяла паузу, чтобы прийти в себя, как-то наладить связь с собственными желаниями и понять, чего я хочу дальше, какие истории рассказывать. Только недавно снова начала ходить на пробы, соскучилась по съемочному процессу.
Алена: Мне, наверное, в этом смысле повезло. (Смеется) После «Калимбы» у меня была всего неделя, чтобы выйти из этой роли и погрузиться в другую. Недолго думая, я полетела в Грузию и отправилась в поход с палатками. Не знаю, зачем. Семь часов в одну сторону, ночь в горах, семь часов в обратную, ноги в кровь — путь неблизкий, было время подумать и понять все про себя, свою жизнь, вспомнить, кто я. Кино, как и жизнь, для меня бесконечный выход из зоны комфорта. В какой-то момент этот некомфорт становится комфортом. И это мой стиль жизни.
Каждая из вас прошла свой пусть к тому, чтобы сниматься в кино…
Алена: Я никогда не мечтала об этой профессии и не грезила известностью. Я занималась спортом: с утра у меня была легкая атлетика, вечером — баскетбол и футбол. Но, оказалось, у Бога были на меня другие планы. И сейчас я там, где я есть. У артиста есть возможность прожить в рамках одной жизни множество судеб, перемещаться во времени и пространстве, пропускать через свое тело и психику разные энергии. С одной стороны, это подарок и привилегия. С другой, ты и есть тот инструмент, которым работаешь. И если какая-то деталь сломается, например, у фотографа в камере, он может пойти и починить, для этого есть специальные сервисы. А если сломается артист — …
Юля: Нашу профессию бесконечно обесценивают: «Ой, за что она там бабки получают? Порыдала от слезного карандаша!». А то, что ты потом, через полгода съемок и мотаний, ложишься и тебя накрывает первая в жизни паническая атака от того, что ты не в ресурсе — все это за кадром.
Юля, а вы же изначально певица. Как вы в кино оказались?
Юля: За это спасибо наставнику «Фабрики звезд» Герману Петровичу Сидакову. Был смешной случай. После выпускного на «Фабрике» все поехали в тур, а я — на маршрутке домой. У меня не было ни одной сольной песни — то ли продюсер той «Фабрики» Максим Фадеев в меня не верил, то ли одной рыжей было достаточно. Тем более — с фамилией Волкова! До слез прям расстроилась. А Сидаков посмеялся: «Дура, ты же великая русская актриса!». Я тогда подумала, что так, ерунду сказал, чтобы просто поддержать. А потом я случайно поступила в ГИТИС — сразу на конкурс. Что называется, вошла не в ту дверь. Я должна была поступать на отделение музыкального театра, так как пела. Меня принимала заведующая факультета. «Да кто же так монолог Катерины читает?» — стала она самоутверждаться за мой счет. И я сказала: «Хорошо, тогда давайте не станем тратить время друг друга». И ушла. И вошла в другую дверь — этажом выше. Услышав: «Приносите документы, вас взяли на бюджет», я ответила: «Что? У моей матери денег нет!». А мимо один из преподавателей проходил и, услышав это, засмеялся: «Какая же вы прекрасная дура!». Вот так и началась моя история. В группе я была самой старшей — на момент поступления мне было то ли 21, то ли 22 года.
Что для вас главное в профессии?
Лиза: Для меня — возможность открывать новое, позволять себе быть разной и проявлять разные чувства. И принимать то, что в тебе на самом деле есть. Например, моя Наташа в «Калимбе» подсветила моего внутреннего быковатого парня. И это прикольно, я безнаказанно могу позволить себе это проявление, да и вообще любое другое, которое мне предложит моя героиня.
Юля: Мой психотерапевт однажды попросил нарисовать на листке бумаги круг и поделить его на сферы жизни. Я уточнила: зачем? Он объяснил: «Чтобы понять, сколько процентов занимает в вашей жизни работа, сколько — отдых, учеба, время на себя, на детей». Я согласилась и поделила круг на две части. Большой кусок — на работу, и крошечный, процентов 20, — на семью. Психотерапевт был в шоке: «Юль, а время на себя, на массаж?» — «А зачем? У меня ничего не болит!» — «А на шопинг с подружками?» — «Так не нужен он мне, я на съемках постоянно» — «Ладно, а в путешествие съездить?» — не успокаивался психотерапевт. — «Шутите? Я только вернулась со смены из Дагестана!». Сошлись на том, что я замужем за работой. И мне это нравится.
Алена: А я часто думаю, что выбрала не ту профессию. Если бы не актерство, то из меня бы вышел потрясающий следователь. Я все время в поиске — пока не докопаюсь до каких-то важных для меня вещей, не успокоюсь. Жить с этим, конечно, сложно, зато нескучно. Наверное, перед тем как прийти в этот мир, я напридумывала себе кучу занятных задач. И теперь все эти головоломки решаю.
Текст: Елена Редреева
Фото: Дамир Жукенов
Стиль: Александра Шуляк
Макияж: Светлана Житкевич
Прически: Юлия Худякова
Продюсер: Ульяна Кальсина
Ассистент фотографа: Анна Каганович
Ассистент стилиста: Катя Вердиян
Ассистент стилиста по прическам: Ксения Козьминых
Благодарим сеть сифуд-баров «Честная рыба» за помощь в организации съемки