RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Игорь Угольников о Батальоне и женщинах на войне

Игорь Угольников о "Батальоне" и женщинах на войне

Продюсер фильма "Батальонъ" Игорь Угольников раскрыл HELLO! все подробности работы над картиной и рассказал про героизм актрис на съемочной площадке.

В сюжетную основу новой картины Игоря Угольникова "Батальонъ", по признанию самого продюсера, был заложен симбиоз фильмов "...А зори здесь тихие" и "Солдат Джейн". Женщины на войне. Что заставляет их идти на подвиг?

Кадр из кинофильма "Батальонъ" с Марией Кожевниковой

Кадр из фильма "Батальонъ" с Марией АроновойВ 90-е годы Игорь Угольников сделал блестящую карьеру шоумена. Он был автором нескольких успешных развлекательных программ на телевидении и неизменно радовал зрителя своим замечательным чувством юмора. В последнее время Игорь Станиславович продюсирует кино, причем кино серьезное. Все три ленты о войне - "В июне 1941", "Брестская крепость", и вот теперь на экраны выходит его новая работа "Батальонъ". Режиссером выступил Дмитрий Месхиев, а в главных ролях снялись Мария Аронова, Марат Башаров и Мария Кожевникова.

В основе сюжета - малоизвестная история женского "батальона смерти", сформированного во время Первой мировой войны для того, чтобы поднять патриотический дух в армии и устыдить мужчин, отказывающихся воевать. Идея создания такого батальона принадлежала унтер-офицеру Марии Бочкарёвой, она же взяла на себя командование им. В это воинское подразделение вступали девушки как из дворянского сословия, так и из простого народа. Однако вскоре из двух тысяч желающих в батальоне осталось не более 300 - самые стойкие. Они побрились наголо, забыли о тепле и уюте, они сражались и погибали, но главный их подвиг состоял в том, что они понесли на своих хрупких плечах то, с чем не справлялись мужчины. Об этом новый фильм от продюсера Игоря Угольникова.

- Игорь Станиславович, откуда такой интерес к военным фильмам?

- С ранней юности я мечтал снять настоящее кино о войне, засматривался великими фильмами Бондарчука и Озерова. Но тем не менее большую часть своей жизни занимался несерьезным жанром, о чем ничуть не жалею. Я доволен тем, что мне удалось снять все эти картины. После успеха "Брестской кре­пости" Министерство культуры и Российское военно-историческое общество поддержали мою идею нового фильма к столетию Первой мировой войны. Как и с предыдущими картинами, у меня был очень подробный подход к работе: к фактологии, к исторической достоверности, к сюжету.

Продюсер Игорь Угольников на съемках фильма "Батальонъ"- Как возникла идея "Батальона"?

- Во время работы над "Брестской крепостью" мы пришли к заключению, что Вторая мировая - это, по сути, неоконченная Первая. Стали искать драматические события того времени, которые можно уложить в сюжет и которые были бы интересны зрителю. И, как мне кажется, нашли уникальный эпизод, когда был создан женский "батальон смерти" - яркий пример того, как в армии, разваливающейся после Февральской революции, в которой никто не хотел воевать, поднимали утраченный боевой дух. И делали это женщины. Кроме того, о периоде между Февральской и Октябрьской революциями фильмов никто не снимал, а это крайне интересная эпоха.

- Во время просмотра на ум приходит сильный советский фильм "...А зори здесь тихие". Какие были ориентиры во время создания сценария?

- Существует мемуарная книга под названием "Яшка", на которую мы опирались. Плюс документы, фотографии, свидетельства историков. По крупицам все собрали и создали сценарий. Мы даже нашли хронику тех времен, где видно, как марширует батальон еще до присяги. В сюжетную основу мы также заложили некий симбиоз фильмов "...А зори здесь тихие" и "Солдат Джейн". И там и там важно, как девчонки становятся солдатами. Вернее, в "Зорях" они даже не успевают претерпеть эту метаморфозу и гибнут, совершив свой подвиг. Зато в американском фильме подробно прослеживается это сложное психологическое превращение. В нашем фильме происходит примерно то же самое. Героини становятся воинами, вернее, воительницами, причем они вынуждены преодолевать себя, так как женщина по определению не создана для войн

Кадр из фильма "Батальонъ"
Кадр из фильма "Батальонъ"
Мария Бочкарева во главе своего батальона, 1917 год


- Как происходил кастинг? Насколько было сложно найти Бочкарёву?

- Актрис мы подбирали придирчиво, в том числе и по принципу внешнего сходства с людьми того времени, иногда стремились к буквальному портретному сходству с солдатами батальона - сохранилось немало их фотографий. Но есть три актера, которые не проходили пробы, а сразу приехали в Петербург примерять костюмы. В первую очередь это Маша Аронова, которая сыграла Марию Бочкарёву. Я не представлял себе другую актрису в этой роли. Она моя близкая подруга, человек, обладающий фантастической харизмой и женской силой. Маша отнеслась к этой роли очень серьезно - понятно, что в ее актерской судьбе это большой поворот. Это также поворот для Маши Кожевниковой. Мы привыкли видеть ее в юмористических ролях, а здесь в процессе создания картины ей пришлось серьезно психологически меняться. Вот она для меня - солдат Джейн. Третий актер, не проходивший пробы, - Марат Башаров, который сыграл Керенского, очень противоречивую, неоднозначную фигуру.

Мария Аронова сыграла командующую женским батальоном Марию Бочкареву

Мария Бочкарева, 1917 год
Марат Башаров сыграл Александра Керенского, председателя Временного правительства
Александр Керенский, 1917 год- В чем состоит сложность работы, когда на площадке преимущественно женщины?

- Тема женщины на войне уже непроста, а женщина в бою - это сложно вдвойне. Условия съемок были очень жесткими, но ни одна из актрис не пришла жаловаться. Мы очень боялись за девочек, перед каждым дублем я крестился, просил: "Господи, сохрани их, убереги..." Смотришь, как она со штыком наголо, в противогазе бежит, увязая в грязи, практически ничего не видя перед собой... А ведь это не одна актриса, их много - снимается атака целого батальона! Слава богу, на съемках никто не пострадал.

- Как девушки восприняли решение снимать максимально приближенно к реальности - бриться наголо, надевать неудобные противогазы?

- Военно-историческое кино должно быть крайне правдивым. Я рад, что исполнительницы главных ролей отнеслись к этому материалу серьезно, и, когда я предложил им побриться наголо, как это сделали те, кто в 1917 году вошел в "батальон смерти", они согласились не раздумывая.

Мария Кожевникова и другие актрисы побрились ради роли налысо

Лето 1917 года
Женщины-солдаты батальона- Игорь Станиславович, вы стали известны благодаря своему искрометному чувству юмора, но в последнее время вас, похоже, занимают темы куда более серьезные, чем шутки на злобу дня.

- Недавно мне исполнилось 50 лет, и я понимаю, что я - совершенно другой человек, нежели тот, кто делал программу "Оба-на!". Мы проживаем в своей жизни разные этапы. Если раньше мне хотелось делать программы, которые позволят людям улыбаться, отвлекаться от действительности, то теперь я стал серьезнее смотреть на мир.

- Сталкивались ли вы в наши дни с примерами женского героизма?

- Ежедневный героизм проявляет моя жена! Жить со мной - это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть.

- Как вы думаете, если бы сейчас возникла критическая ситуация, женщины были бы способны на подвиг? Допустили ли бы это современные мужчины?

- Очень серьезный вопрос, на который не так легко ответить. Не хотелось бы той критической ситуации, которая бы заставила женщин идти на подвиг. Но, к сожалению, именно современные мужчины, боюсь, могут привести их к этому. Понятие истинной мужественности, ответственности нас, мужчин, за завтрашний день все чаще подменяется чем-то иным, ведущим к разрушению многовековых семейных устоев, основанных на таких понятиях, как "муж", "отец", "защитник", "гражданин".

- Есть ли уже идеи для нового кино?

- Перед вами счастливый человек - мне удалось снять фильмы о Первой и Второй мировых войнах. Надеюсь, о Третьей снимать не придется. А если серьезно... Хочу отдохнуть от войны - снять семейное, теплое кино, сказку.

Текст: Елена Кузнецова

Читайте также