"Тихое кино на разрыв сердца", - говорят критики про новый фильм Бориса Хлебникова. В его "Аритмии" спокойно и размеренно проходит жизнь обычного врача скорой помощи Олега (Александр Яценко). Он спасает пациентов и не замечает, что его отношениям с женой (Ирина Горбачева) тоже нужна неотложная помощь. Жанр - драма. Хотя поначалу Борис Хлебников вообще-то писал сценарий комедии:
Я придумал сюжет про двух молодых людей, которые решают развестись, но у них оплачена квартира на два месяца вперед, и они разъезжаются по разным комнатам. Мы со сценаристом Наталией Мещаниновой начали писать, и сама собой возникла профессия героев - врачи. И мы так погрузились в эту сферу, что жанр и специфика фильма поменялись.
Конечно. Например, у нас на площадке был консультант, который "ставил" актерам руки: у них должна была появиться профессиональная моторика, которой за один день не научишься. Как правило, у многих из нас негативная реакция на врачей скорой помощи: едут слишком долго, а потом быстро уезжают. Врачи могут быть на вызове не больше 20 минут, обязаны отчитываться обо всем по рации, становятся таким "такси" до больницы. Но когда начинаешь разбираться, понимаешь, что из-за сокращения штата, которое происходит сегодня в российской медицине, по-другому быть не может. И сейчас просто нет возможности работать иначе.
Вы не раз говорили в интервью, что профессия может сказать о герое больше, чем его отношения с людьми. Почему?
Потому что отношение человека к профессии - это фактор, по которому можно определить, счастлив он или нет. Это чистая математика: если вы несчастливы восемь часов в день, еще восемь часов спите, а на другие дела у вас мало времени, то вы явно будете недовольны. В плане работы мой герой в "Аритмии" абсолютно счастлив и погружен в профессию. В обычной же жизни Олег более инфантилен и не замечает многих вещей.
Олега играет Александр Яценко, ваш любимый актер. Но изначально вы хотели снимать не его...
Мы поначалу почему-то придумали себе героя 27-28 лет. Но, даже пробуя молодых актеров, я держал в голове Сашу и думал: "Был бы он только на десять лет помоложе". И в какой-то момент понял, что в нашей истории персонаж должен повзрослеть, тут же позвонил Саше, и мы начали работу.
Ира пробовалась наравне с другими актрисами и как-то сразу сумела показать то, чего мне очень хотелось. Она играла полноценную героиню, товарища и друга, а не просто жену главного героя. В сцене, где они говорят о разводе, - а именно ее мы играли на кастинге - она не пилила и не критиковала Сашу. Ира просто подавала сигналы: если он разлюбил, значит, надо что-то делать. Мужчины же часто пытаются уйти от ситуации, не замечать ее, а женщины, наоборот, всё проясняют и проговаривают. Ира смогла это очень по-человечески показать.
Конечно, знал. Но меня никогда не волновал звездный статус актеров. Если кино нормальное, то зритель через пять минут забывает, известное лицо перед ним или нет, будь там хоть Брюс Уиллис. У нас в эпизоде в "Аритмии" снималась Валентина Мазунина, звезда "Реальных пацанов". Но картине это совсем не мешает.
Недавно на ТВ появился ваш ролик для компании "Макдоналдс": история целого поколения, рассказанная "внутри" рекламного спота за минуту. В такой работе есть пространство для творчества?
Для меня это далеко не первый опыт работы в рекламе. И, конечно, я понимаю, что в этой сфере все очень структурированно. Но мне повезло: "Макдоналдс" оказался прогрессивным заказчиком и очень гибким клиентом, пространства для творчества было достаточно. Придуманный для ролика сценарий мы дорабатывали вместе, а изначально заявленные 30 секунд в итоге растянулись на целую минуту. Получилась цельная история, такая "микрокороткометражка".
После двухчасовой "Аритмии" сложно было перейти к такой короткой форме?
Скорее, было интересно: есть история, и, чтобы рассказать ее, совершенно нет времени. Получилась хорошая встряска. А для меня это всегда еще и отличный повод познакомиться с новыми коллегами. Большую часть проектов я делаю с одним и тем же составом, а на съемках роликов знакомлюсь с другими командами. Например, за два года мне удалось поработать с семью новыми операторами.
Да нет, наверное, жанр я сменю. Я давно мечтаю попробовать кое-что неожиданное: поставить шансон-мюзикл. (Улыбается.) Веселый такой, хулиганский, практически в жанре треш. За него в скором времени и возьмусь.