С момента нашего последнего большого интервью, в котором мы обсуждали успех таких проектов Дмитрия Богачева, как мюзиклы MAMMA MIA!, «Красавица и Чудовище», Zorro, «Звуки музыки», «Русалочка», Chicago, «Призрак оперы» и другие, прошло почти 10 лет. С тех пор произошли серьезные эволюционные изменения — от постановки российских адаптаций бродвейских мюзиклов его театральная компания «Бродвей Москва» пришла к созданию собственного продукта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Дима, тогда ты говорил, что нужно время на то, чтобы научиться делать собственные мюзиклы профессионально, и, судя по всему, удалось: успех мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» не оставляет в этом сомнений. Больше миллиона зрителей, которые посмотрели спектакль за два года, постоянные аншлаги — показатель, которому могут позавидовать большинство мюзиклов, идущих на Бродвее. Я слышала, что ваши кассовые сборы соизмеримы с цифрами фильма «Холоп 2», лидером по сборам в России по итогам прошлого года.
Учился не только я, учились все: постановщики, артисты, музыканты, технические службы и цеха, маркетинг и продажи. 25 лет и два десятка первоклассных постановок — это хорошая школа! Появилась команда, возможно, самая сильная в стране, для которой бескомпромиссное качество, признание зрителей и собственная репутация стали императивами, а проданные билеты и сборы — индикатором успеха.
За два года проката на мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» было продано около 1,2 миллиона билетов почти на 4 миллиарда рублей, что вдвое больше, чем на наш «Призрак оперы» восемь лет назад. Это позволяет назвать его самым успешным и популярным спектаклем в истории российского театра. На Бродвее за последние десятилетия всего несколько мюзиклов могут похвастаться тем же количеством зрителей за первые два года проката. Один из них — Wicked, еще, возможно, The Lion King, но я не уверен.
Новый спектакль «Последняя сказка» обещает быть еще более популярным.
Надеюсь, так и будет. «Последняя сказка» — это пленительный волшебный Восток, который любили и любят все, всегда и везде! Сказочные герои «1001 ночи», исторические персонажи Великолепного века, увлекательный сюжет, невероятные восточные костюмы, яркие краски, танцы, много хорошей разножанровой музыки, феноменальная зрелищность — все это мы сложили в большой мюзикл, который начнет свою счастливую жизнь уже в декабре.
В основе будет оригинальная музыка?
Да, за исключением суперхита Şıkıdım, написанного Сезен Аксу. Весь мир знает его благодаря турецкому певцу Таркану. У нас этот номер называется «Танец огня». Сезен Аксу доверила нам одну из ее главных и самых известных композиций.
О чем «Последняя сказка»?
В двух словах рассказать сложно. У каждого, наверное, были ситуации, когда работа, планы или карьера вставали поперек важных отношений с близким человеком. В такие моменты приходится останавливаться, думать, принимать какие-то решения. Мой собственный жизненный опыт не оказался уникальным, соавторы поделились своим, похожим. Так у нас придумалась история молодой пары, переживающей первый кризис отношений, когда романтическая влюбленность уступает место обычной жизни со всеми ее проблемами и повседневными трудностями, ответственностью друг за друга, разногласиями и поисками компромиссов. Когда такое происходит, два человека либо понимают, как важно услышать друг друга, чем-то пожертвовать и пойти навстречу, либо просто разбегаются.
Любовь требует усилий, готовности меняться. Чтобы привести наших героев к этому выводу, мы перенесли их из московской квартиры в сказочный Стамбул, в волшебный и непредсказуемый мир «1001 ночи», где они сталкиваются с Аладдином, Джинном, Синдбадом, Шахерезадой, Али-Бабой и его головорезами, и даже султаном Сулейманом из Великолепного века. Каждый из них оказывается совсем не таким, каким мы привыкли их представлять.
Сторителлинг в нашем мюзикле балансирует на грани реальности и вымысла. Неслучайно его главный слоган — «Реальное волшебство». А название «Последняя сказка» как бы суммирует его сюжет.
Что еще, помимо сюжета и хитовой музыки, позволяет рассчитывать на успех спектакля?
Роскошный мир сказочного Востока невозможно воссоздать лаконичными декорациями и аскетичными костюмами. С самого начала было понятно, что особенная зрелищность и связанные с ней колоссальные затраты — это неизбежная данность этой постановки. Поэтому в нашей творческой команде — суперкреативные художник-постановщик Максим Обрезков, главный художник театра Вахтангова, и видеосценограф Ася Мухина, с которыми мы только недавно выпустили «Ничего не бойся, я с тобой». Они придумали целый мир: шествующий по зрительному залу величественный караван, возникающие из ниоткуда прямо на сцене великолепные дворцы, шумная рыночная площадь средневекового Стамбула, бесконечное звездное небо над пустыней и полет главных героев навстречу своей мечте на ковре-самолете. Кстати, его для нас изготовили бельгийские инженеры, в точности сымитировав аэродинамику летящей развевающейся ткани — ноу-хау, которое теперь держится в строгом секрете. Когда мне показали этот ковер, я не поверил своим глазам. Мне кажется, о нем будут говорить больше, чем о падающей люстре в «Призраке оперы».
Костюмы придумала Яся Рафикова, основательный художник, создающий мощные и яркие запоминающиеся образы. Это не аутентичная восточная одежда, а стилизация — на грани исторической, фантазийной и современной. Костюмов не просто много, они сложные и дорогие, смета на них измеряется десятками миллионов рублей. Хочется просто зажмуриться от этого, но никуда не денешься — мы создаем уникальный продукт, единственный в своем роде, и идем на такие затраты осознанно.
Успех всегда зависит от талантливых людей. С автором текстов Алексеем Иващенко я сотрудничаю не впервые, как и с композитором спектакля Евгением Заготом. Оба могут похвастаться выдающимися работами. Мы вместе когда-то представили российскому зрителю мюзиклы «Русалочка», «Звуки музыки», «Золушку», «Поющих под дождем», «Призрак оперы», а еще совсем недавно «Шахматы» и «Ничего не бойся, я с тобой». Мой мюзикловый путь с Алексеем Иващенко еще длиннее — он начался двадцать пять лет назад с мюзикла «Норд-Ост». Над музыкальной партитурой и песенными номерами «Последней сказки» мы работали вместе почти два года. Каждую мелодию и каждую стихотворную строфу прорабатывали месяцами, прежде чем находили правильную интонацию. В результате в «Последней сказке» каждый номер — хит.
А сейчас режиссер-постановщик Филипп Разенков, известный по постановке мюзикла «Фома» в новосибирском театре, за который получил «Золотую маску», вместе с хореографом Ириной Кашубой, знающей лучше всех, как ставить яркие массовые танцевальные номера, называемые на профессиональном жаргоне «продакшен намбэрз», и режиссером Анной Шевчук уже много недель репетируют спектакль с лучшими мюзикловыми артистами страны. Отдельное спасибо художественному руководителю Евгению Писареву, который помогает нам практически на каждом этапе работы.
Нам повезло иметь в нашей команде одного из лучших европейских саунд-дизайнеров Поти Мартина, за плечами которого десятки постановок в главных театрах Европы, и технического супервайзера Стано Кушика, безупречным качеством технического исполнения ему обязаны все олимпийские церемонии, кубки мира и Европы, гастрольные туры мировых звезд. Оба они — мои давние друзья и коллеги.
При этом в спектакле играют молодые актеры, не знаменитости. Почему так?
Это осознанный выбор. Мы рассказываем зрителям увлекательную эмоциональную историю и хотим, чтобы они сопереживали самим героям, а не знаменитым артистам в образе этих героев. Но главные роли исполняют самые что ни на есть звезды жанра, которые еще недавно блистали на сцене «Шахмат», «Призрака оперы», «Красавицы и Чудовища», «Ничего не бойся, я с тобой».
Раньше ты сетовал, что в России нет мюзикловой школы и трудно найти актеров, которые умеют играть драматические роли и при этом достойно петь и танцевать. В последние годы складывается ощущение, что ситуация изменилась и поколение таких актеров выросло. Это так?
Позитивные изменения произошли в большей степени благодаря накопленному практическому опыту. Спасибо драматическим театрам, включающим мюзиклы в свой репертуар. Театр Наций, «Сатирикон», МХТ им. Чехова, Театр Пушкина, Театр Вахтангова, где ставятся музыкальные спектакли, воспитывают молодых талантливых драматических артистов, подтягивая уровень их вокала и танца. Музыкальные Театр оперетты и Театр мюзикла тоже вносят определенный вклад. И в результате на наши кастинги приходит значительное количество профессионалов, в отличие от того, что было десять или двадцать лет назад.
Удивительно, что компания «Бродвей Москва» не просто пережила пандемию, а прямо в ее разгар выпустила спектакль «Шахматы», который пользовался большим успехом. Как это удалось?
Нас тогда сильно затронули проблемы, связанные с изоляцией и ограничениями. Тем не менее мы ни на минуту не прекращали работать. У нас никогда не было бюджетного финансирования, субсидий или грантов. Собственно, мы никогда на это и не претендовали. Такая независимость и умение полагаться только на себя прививает иммунитет от различных потрясений. Пандемия это продемонстрировала наглядно.
Мюзикл «Шахматы» за два года проката закрывался только на два месяца, когда был полный запрет на любые мероприятия. Все остальное время мы играли с максимально разрешенной наполняемостью зала, а саму постановку выпускали в разгар пандемии, периодически репетируя онлайн. Мы были едва ли не единственным театром в России и одним из немногих в мире, кто показывал спектакли в этот сложный период практически ежедневно. Пришлось сокращать расходы, договариваться о снижении аренды, урезать зарплаты. Эти решения принимались всем коллективом добровольно и единогласно во имя того, чтобы сохранить спектакль, театр и работу, за что я буду всегда благодарен моим коллегам и друзьям. Сочетание целеустремленности, взаимовыручки и определенного везения позволили пережить пандемию, выйти из нее без убытков, стать сильнее, в том числе морально.
Сколько спектаклей будет в этом сезоне?
В Театре «Маска» идет комедийный мюзикл «MАММА МИМО!» и новая музыкальная комедия «Элементарно, Хадсон», в Театре МДМ, начиная с декабря, восемь раз в неделю — «Последняя сказка». А еще мюзиклы за столиками «Первое свидание» и «День влюбленных». Каждый день несколько спектаклей одновременно. В отдельные дни недели через МДМ будет проходить несколько тысяч зрителей в день.
Насколько мне известно, ты не ограничиваешься в своих амбициях только российской сценой и планируешь поставить спектакль в Европе?
Да, есть рабочие планы выхода на европейский рынок. Начинаем так же, как и когда-то в России, с реплик. В 2025/2026 будем ставить первую неанглоязычную постановку суперуспешного хита последних лет — мюзикла Six, который сейчас с огромным успехом идет на Бродвее и Вест-Энде. Мы планируем его прокат в одном из самых престижных театров Мадрида, прямо на улице Гран Виа, которую называют «испанским Бродвеем». Если все пройдет успешно, это откроет нам возможности по представлению собственного контента зрителям Испании и других европейских стран. Китайцы тоже очень хотят сотрудничать.
К слову, несколько лет назад ты ставил спектакль на Бродвее, в театре Broadhurst — мюзикл «Анастасия». Как сложилась его судьба?
В Штатах эту постановку мы представили впервые в 2016 году в городе Хартфорд в Коннектикуте. А уже потом с 2017 по 2019 год она шла ежедневно с аншлагами на Бродвее, после чего отправилась в американский тур и по всему миру — от Японии до Скандинавии. Хороший получился мюзикл. Со счастливой судьбой.
Хотела бы закончить наше интервью вопросом, который чаще всего встречается сейчас в социальных сетях компании «Бродвей Москва». Пару недель назад был сыгран последний спектакль «Ничего не бойся, я с тобой». Зачем было закрывать его на пике успеха? Фанаты негодуют.
Это не навсегда. Открою тайну и, наверное, порадую: мы понимаем, что потенциал постановки далеко не исчерпан, и обязательно вернем этот мюзикл на сцену через пару лет. Ведь так уже было с нашими постановками MAMMA MIA!, «Красавица и Чудовище». Да и мюзикл Chicago тоже триумфально возвращался на российскую сцену.
У меня есть еще одна хорошая новость для поклонников: киностудия «Москино», Кинопоиск и канал «Россия» работают над экранизацией мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» под руководством режиссера Сергея Урсуляка. Надеюсь, через год будем подпевать любимым героям в кинотеатрах.