RU
×

Архив номеров

Архив номеров

Подпишитесь на новости от HELLO.RU

© Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Технология", 2024.

Все права защищены.

Использование материалов сайта HELLO.RU разрешается только с письменного согласия редакции и при наличии гиперссылки на https://hellomagrussia.ru/

Партнер Рамблера
Концерт Река времени в ГЭС-2: почему это событие, которое нельзя пропустить

Концерт "Река времени" в "ГЭС-2": почему это событие, которое нельзя пропустить

Водная виолончель, инструмент из колеса, геодезического штатива и рогов оленя, сырорезка, неконтролируемая флейта, аппарат, имитирующий капли дождя, собранный из капельниц, — лишь малый список того, что можно будет услышать на концерте "Река времени". Накануне премьеры, которая состоится 6 июня в "ГЭС-2", молодые композиторы Егор Савельянов и Роман Жауров рассказали HELLO.RU предысторию этого необычного выступления.

“Новая волна”, самые интересные современные академические композиторы — к тому, как их представляют, Егор Савельянов и Роман Жауров совершенно равнодушны. "Это дело критиков, экспертов — определять жанры, награждать "ярлыками“, — говорит Роман.

Егор родился 23 года назад в Москве. Роман — тремя годами раньше в городе Елизово на Камчатке. Студенты Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского познакомились не в аудитории. О Романе Жаурове и Егоре Савельянове впервые заговорили весной 2021 года после оперной лаборатории Театра Наций “Достоевский 200”. С тех пор их фамилии еще не раз оказывались на афишах рядом — “это кураторский, режиссерский выбор, не наш”, — пожимают плечами они.

 

6 июня они снова окажутся на одной сцене: Егор представит свое сочинение “Щепки”, а Роман — пьесу Detune в Актовом зале “ГЭС-2”.

Эти авторы напряженно вслушиваются в дух времени и транслируют его, смешивая жанры и дисциплины. Их новые сочинения, созданные по заказу Дома культуры “ГЭС-2”, написаны специально для сверстников — студентов и недавних выпускников ведущих отечественных музыкальных вузов, объединившихся в ансамбль CEAM Artists, говорит куратор музыкальной программы “ГЭС-2” Дмитрий Ренанский.

Роман, Егор, могли бы рассказать о своих работах?

Егор: В “Щепках” для меня важен процесс адаптации человека к новым условиям жизни. Пьеса написана для инструментов XIX — первой половины XX века: я старался бережно относиться к ним и реставрировал их так, чтобы не нарушить аутентичный строй, внешний вид и другие качества. Наряду со старинными инструментами в “Щепках” используются объекты и приборы, созданные специально для этого произведения.

“Щепки” — это в каком-то смысле игра с психологическим состоянием исполнителей: в зависимости от него компьютерная программа с помощью нейроинтерфейса каждый раз определяет и пересобирает форму сочинения. Мне показалось интересным реализовать этот проект именно в “ГЭС-2”, ведь само пространство бывшей городской электростанции пережило процесс реставрации и реорганизации, адаптировалось к новому времени.

Роман: Работая над пьесой Detune, я старался объединить идеи музыкальной композиции и инсталляции. Черты последней, привнесенные в пространство музыкального сочинения, рождают новые стратегии развития композиции и, что немаловажно, внешнего облика произведения. В Detune можно будет увидеть и услышать не только традиционные инструменты вроде флейты и виолончели, но и их необычные версии, которые я придумал специально для этой партитуры. Aquacello (водяная виолончель) и waterflute (водяная флейта) соединяют конструктивные принципы духовых и смычковых с принципом звучания водофона; им вторят стеклянная гармоника и разнообразные ударные.

Егор, в вашем сочинении задействовано много изобретений — например, роборука играет на велосипедном колесе, которое крепится к геодезическому штативу с помощью оленьих рогов. Могли бы рассказать о ваших увлечениях помимо музыки? Очевидно, это была робототехника?

Егор: Увлечение робототехникой у меня есть, но знаний в этой области совсем не много. Есть Центр электроакустической музыки при Московской консерватории. Поскольку я студент Московской консерватории, я там немножко занимаюсь. Центр как раз работает с такими вещами — роботами, электроакустической музыкой, всем в таком духе.

Оттуда были принесены рога?

Егор: Нет, нет, рога не оттуда. Но заверяю, что ни одно животное не пострадало. Олени сбрасывают рога, насколько я знаю, достаточно регулярно. Это у них происходит само собой. На самом деле, если говорить об увлечениях, я хожу в походы. Перенял это от родителей.

Можете рассказать про какой-то запоминающийся поход?

Егор: Ну, в походы мы чаще всего ходили дикарями: просто палатка, и идем по черноморскому побережью. Однажды случился большой лесной пожар, и он охватил как раз наш лагерь. Мне нужно было выводить этот лагерь от пожара. Я их через горящий лес проводил. Это был самый запоминающийся случай... В походе можно отрешиться от всего. Это же природа, другие условия. Самая главная забота — рассчитать запас воды, палатку правильно поставить, чтобы ее ветром не снесло. Встряска для организма временами необходима.

Егор Савельянов
Егор Савельянов

Егор, та же рука, которая играет на колесе, навела на мысли о компьютерных играх. Шлем, перчатки, игры ночи напролет — не было такого?

Егор: Нет, ну в данном случае это не связано с игрой. Роботизированная рука связана с тем, что я “раскладываю” исполнителя на его движения, на его взгляды, условно отделяю от него его какие-то эмоции, таким образом психологически воздействуя на исполнителя. В компьютерные игры я почти не играю. У меня две любимые — “Герой меча и магии-3” и шахматы. Есть, правда, еще классная — “Мор-2”. Там очень запутанный сценарий. Она как раз немножко в духе рогов с колесом. Это наша российская студия делает. Вообще, мне больше реальность нравится. И шахматы.

Роман, а у вас какие были увлечения? Вы в детстве что-то изобретали или разбирали вещи?

Роман: Нет, но мне всегда были близки точные науки и вообще сфера научная, не творческая. Было интересно что-то создать, придумать. Но когда уже образование пошло в творческую сферу, как-то это все запустилось. В подростковом возрасте началось занятие музыкой. Сначала в группах, бэндах, потом профессионально. Но детское стремление начало прорастать. Результатом объединения этих начал является создание прекрасных инструментов.

Если бы вы не стали музыкантом, кем вы могли бы стать?

Роман: Изобретателем. Мне нравится процесс изобретения чего-то нового, какого-то девайса, инструмента, интерфейса инструмента. Или литератором. Я достаточно сильно увлекался литературой. Работал и в поэзии, и в прозе до поступления в консерваторию. Ходил в литшколу. Тем не менее у меня есть всего одно музыкальное произведение. Как-то я на самом деле не тяготею к работе с текстом. Для меня слова и музыка — очень разные сферы.

Какие авторы вам нравились?

Роман: Стилистика Набокова, Бродского, Вознесенского — если брать из отечественного пространства.

Егор, а вы что любите читать?

Егор: Литературы я мало читаю, к сожалению. Времени не хватает. Читаю сказки народные — русские, африканские, пословицы — какие-то такие книги. Скорее не художественную литературу, а специализированную — про эстетику, архитектуру... Хотя последнее, что я прочитал, — это «Дневник неудачника» Лимонова. По-моему, хорошая книга.

Как относитесь к кино? Научной фантастике?

Егор: Сам пока не отношусь. Но люди, которые меня окружают, относятся. Дома кино постоянно было. Папа — режиссер, окончил ВГИК. У меня девушка — звукорежиссер из ВГИКа. Мне нравится что-то новое, чего раньше не было. Вот когда сходил на фильм, и есть ощущение, что это совсем другой мир, и это что-то отличное от того, что видел. Из последнего мне понравился “Мешок без дна” Рустама Хамдамова — замечательный фильм. Если брать научную фантастику, то, может быть, “Солярис”. Кстати, очень долго не мог досмотреть его до конца. Наверное просто маленький был. В 10 лет “Солярис” тяжело идет.

Роман Жауров
Роман Жауров

А если говорить о массовой культуре. Это параллельный мир или эти миры для вас соприкасаются?

Роман: Соприкасаются. Почему? Потому что массовая культура — это все-таки часть нашей жизни. Сегодня ехал в такси, играла далеко не академическая музыка. Она меня не смущает.

Не захотелось попросить выключить?

Роман: Нет. Понимаете, вот это стремление к одному, в нем есть диктат. Потому что, если есть истина, есть и не истина — это очень простая мысль. А жизнь естественная, она не в истинности чего-то, она в многообразии и единстве. Хорошая иллюстрация — Роща на территории “ГЭС-2”. Там не только береза. Есть еще какой-то кустик, какая-то травинка и так далее — и вот это многообразие и создает единство, и весьма естественное единство. Мне кажется, и в жизни все абсолютно так же.

Ваши сочинения — они для подготовленной публики или абсолютно для всех?

Роман: меня этот вопрос на самом деле вообще не беспокоит. Мне кажется, она для того человека, который хочет сюда прийти. Мне кажется, в это пространство может зайти любая публика — со своими какими угодно взглядами. В любом случае это будет интересно и самобытно.

Читайте также