На какой бы питерский вокзал вы ни прибыли, каким бы рейсом ни прилетели, в первый же день вы практически неминуемо окажетесь на Невском проспекте и перпендикулярных ему улицах или набережных. Сразу после дороги, начинающейся зачастую ранним утром, турист жаждет сытно и красиво позавтракать. Тем, кто неоднократно бывал в Санкт-Петербурге, хорошо знакомо ощущение от типичного маршрута: вы выходите, например, с Московского вокзала, идете по залитому еще нежарким солнцем Невскому, мысленно приветствуете знакомые места, глаза (и желудок) ищут место, где бы осесть, как минимум, на кофе, и – чтобы не завтракать на людном проспекте – вы сворачиваете на Марата или на Рубинштейна.
И вот тут, на Рубинштейна, вас ждет идеальное место для того, чтобы качественно начать день: маленький и очень европейский ресторан Flor предлагает завтраки с португальским акцентом – гурманские, креативные и впечатляющие даже визуально. Португальская кухня нечасто встречается в наших заведениях, так что шеф-повару Алексею Докучаеву было где развернуться, интерпретировав ее и переосмыслив в современном ключе. Наш фаворит – греча (говоря по-питерски), приготовленная аль денте и укутанная воздушным пармезаном и ломтиками хамона. Любители яиц оценят хрустящую бриошь со шпинатом и яйцом-пашот, дополненную пиканьей или креветками. Сладкоежкам необходимо попробовать выпечку – индивидуально приготовленную в чугунной кокотнице булочку с корицей или шоколадом.



Сегодня принято путешествовать налегке, так что отправиться на завтрак можно и с дорожным рюкзаком, поехав в отель только после перекуса. Но если у вас багаж посерьезнее, лучше сперва заселиться, оставив чемодан на reception. Где? В уютной и элегантной, вдохновленной фамильными гостиницами Европы, завоевавшей немало престижных международных наград «Гельвеции» – бутик-отеле, чей владелец, управляющий и вдохновитель Юнис Теймурханлы лично приветствует постоянных и особо почетных гостей.
Здесь все пропитано душевностью частного дома, комфорт и забота ждут гостей повсюду, а встреча на пороге навевает мысли о сериалах про аристократические нравы рубежа XIX–XX веков. Кстати, недавно “Гельвеция” сама стала локацией для сериала, основанного на книге Юниса Теймурханлы о житье-бытье реальных постояльцев отеля. Смешные истории с узнаваемыми характерами персонажей (но не конкретными личностями!) в течение последних лет пересказываются завсегдатаями “Гельвеции” в качестве анекдотов, идеально подходящих для светских бесед.
Отели хранят тайну как по закону, так и по своему назначению, – говорит отельер. – Отель – это временный дом. А дом – это прежде всего крепость. Гость доверяет отелю свое имущество, персональные данные, детали личной жизни. То есть, по сути, самого себя.

Историческая справка: отель расположен в особняке XIX века, который находится под охраной государства как объект архитектурного наследия. Один из двух его корпусов, выходящий окнами на улицу Марата, был построен для семьи дворян Христовских в 1828 году. Корпус более поздней постройки скрывается в глубине уютного внутреннего дворика. Окончательно облик здания сформировался в 1850 году, когда особняк был перестроен в стиле необарокко по проекту архитектора Августа Ланге, именем которого назван один из люксов «Гельвеции». В более поздние времена в 36-квартирном доме проживало 65 семей, которые постепенно были расселены, чтобы отель полностью оформился и стал оазисом люксового гостеприимства.
Типично питерский двор-колодец теперь увит зеленью, там стоят столики и большие зонты – и эта терраса, напоминающая кафе где-нибудь в Италии, стала мощным местом притяжения не только для постояльцев, но и для других туристов, и для городских инсайдеров. В современном пятизвездочном отеле, кажущемся довольно компактным, волшебным образом уместились 85 номеров, два ресторана, фитнес-центр и трансформируемое помещение для спа-процедур. Конечно, такси всегда будут ждать у подъезда, тем не менее от «Гельвеции» можно легко дойти пешком до всех достопримечательностей и до Московского или Витебского вокзалов.



Чтобы далеко не ходить после заселения, пообедать можно прямо в отеле – в элегантном Café Claret. Его невероятно общительный, бойкий и талантливый шеф Александр Богданов соединил в концепции фермерские продукты, современные гастрономические ходы и стильную подачу. Несмотря на французское название, ресторан совершенно космополитичен по кухне. Паштет из печени цыпленка с цукатами из яблока и корицы, авторский буйабес, пышки с трюфелем и мягким сыром – питерский ответ Франции. Свежая паста с вонголе, белыми грибами, моццареллой и соусом маринара или креветки с копченым чесноком – ответ Италии. В баклажане с тахини и пармезаном, в бычьих хвостах с птитимом и тапенадом, в оленине с соусом из биска, в пельменях с диким кабанчиком и трюфелем – тоже отразился гастрономический опыт и впечатления Богданова, почерпнутые из многочисленных путешествий и международных стажировок.

Новый сет от бренд-шефа тоже наполнен впечатлениями, только более ранними, из его детства, потому и назван им “Воспоминания о…” В каждом из семи блюд, невероятно изящном по вкусовым сочетаниям и подаче, отражен какой-то момент биографии. Например, три стартовых миниатюры – хворост с гребешком и икрой, зефир из пармезана с икрой и копченым творожным кремом, дальневосточная креветка с боттаргой – напоминают Богданову родной Дальний Восток. А крыло ската с соусом из карамелизированного порея и кремом из корнеплодов, поданное в качестве горячего, конкретно вдохновлено Хабаровском. Кстати, там крыло ската является совершенно обычной едой, а не ресторанной экзотикой. Десерт из молока и меда, оттененных секретным ингредиентом, – альтернативная версия гоголь-моголя, причем авторство принадлежит не шефу, а его белорусской бабушке. Сет подается по средам, начиная с 11 мая, но только по предварительному заказу.



Спланируйте прогулку по весеннему Санкт-Петербургу так, чтобы к ужину оказаться на Петроградке: здесь совсем недавно открылся заслуживающий внимания японский ресторан-бар Kiku Izakaya. Сюда можно прийти и днем – на лапшу и свежайшие морепродукты под фирменными соусами. Однако особенно модным место становится именно к вечеру, когда зажигается неоновая подсветка (как ни странно, смотрящаяся гармонично даже в сочетании с камином, амбарными досками и состаренными зеркалами) и начинают крутить джапан-поп. На удивление молодая шеф-повар Антонина Смирнова уверенно рулит мужчинами на кухне, поигрывая внушительными японскими ножами. В меню – всевозможные сашими и навороченные роллы, окономияки с крабом и фруктовым соусом, гедза с креветками, цитрусовым соусом и трюфельным понзу, татаки из говядины с шичими соусом и маринованным стеблем васаби, утиная грудка с юдзу и соусом из черных бобов… Концепцию поддерживает Илья Нецветаев, ранее работавший в Cococo group, Four Seasons Hotel Moscow и Buro TSUM: он выстраивает барное меню на основе традиционного саке, виски и классических коктейлей, добавляя им легкий азиатский акцент. Место компактное, популярное, поэтому стол необходимо бронировать заранее.




В зависимости от количества выпитых коктейлей в Kiku Izakaya и по дороге из него, поздно (либо очень поздно) вы окажетесь в отеле, где можно продолжить зажигать в круглосуточном пивном ресторане Marius. Или успокоиться до утра, чтобы прийти сюда только на завтрак.
Завтраки в обоих ресторанах «Гельвеции» идентичны и обильны. Выбор места зависит, буквально, только от того, в каком интерьере вы предпочитаете сидеть. Если в изящно-европейском – то выбирайте находящийся справа от входа в отель Café Claret: его стены-трансформеры откидываются и превращаются в столы для утреннего буфета, уставленные всем, что желается гостю на завтрак. Наш совет: не жадничайте в буфете, а лучше закажите дополнительно из меню а-ля карт грандиозные сырники от бренд-шефа Богданова – они станут одним из ярчайших гурманских впечатлений.

Если хочется традиционной стилистики паба – идите в Marius. Он находится слева от стеклянных дверей отеля, но туда можно попасть и из внутреннего дворика. Этот ресторан, кстати, совершенно универсален, и если вы все же проспали завтрак, не расстраивайтесь: впереди обед! Особенно привлекательным Marius может стать для любителей пива – здесь его несколько десятков сортов, как бутылочного, так и разливного. Причем интернациональное меню очень велико, и вовсе не ограничивается сетами «под пиво» и колбасками, хотя и они тоже есть в меню. Все позиции сочетаются с пивом, но самодостаточны и без оного: всевозможные соления и копчения, большой кусок свинины по-домашнему с картофелем, салат с хрустящими баклажанами, пирожки с капустой и телятиной, креветки темпура с азиатским соусом, большая домашняя котлета с картофельным пюре, копченый стейк клыкача, блины с красной и черной икрой – простые и понятные русские блюда соседствуют с хитами международной кухни. И каждый из них подан в оригинальной авторской интерпретации. Например, милые мини-чебуреки с томатной сальсой тут действительно мини, но с макси-начинкой, картофель-фри с халапеньо и трюфелем посыпается пармезаном, а ради форшмака с кальвадосом или ром-бабы, по-настоящему утопающей в роме, мы, например, готовы приезжать из Москвы специально.


В последние годы маршрут самых европеизированных гостей Санкт-Петербурга неизбежно проходит через Новую Голландию – рукотворный остров, на котором слились в едином культурно-просветительском и развлекательном порыве исторические и современные урбанистические ценности. Промзона, являющаяся памятником архитектуры федерального значения, превратилась в стильный кластер – место для проведения концертов, выставок, ярмарок, лекций, организации всевозможных фестивалей, инсталляций и активного отдыха.
К вечеру, когда вы уже устанете исследовать Новую Голландию, придет время ужина, спонтанно перетекающего в зажигательную ночь. Оптимальное место для вечерней трапезы – ресторан и клуб Kuznyahouse – центр социальной и культурной активности острова. Он открылся в возведенном еще при Петре I и детально восстановленном здании кузницы. А при создании интерьеров ресторана дизайнеры вдохновлялись уже куда более поздней эпохой – началом XX века и тем, какой была бытовая культура Петербурга того времени.

Жизнь кипит в Kuznyahouse весь день, здесь занимаются студенты, обедают клерки, проводятся деловые встречи. К вечеру же ресторан с большой обеденной зоной превращается в клуб: столы сдвигаются, на авансцену выезжает диджейский пульт, которым заведует музыкальный гуру Кирилл Сергеев (Kito Jempere), количество гостей вырастает в разы, и начинается настоящее веселье. Если есть желание спрятаться в это время в более интимной обстановке, можно заранее забронировать место в Чайной комнате или дегустацию коктейлей в закрытом от всех секретном баре Saferoom.
Что касается ресторанной кухни, тут заправляет Руслан Закиров, продвигающий идеи чистых вкусов, полезности и эстетичности. Он активно использует сезонные и фермерские продукты, в полной мере подключая поварскую фантазию. Например, под соусом тоннато подает не телятину, а печеный перец, сопровождая нарубленной черемшой (специально для читателей HELLO! Закиров предоставил рецепт этого блюда). К тартару из говядины он добавляет не простые, а черные лисички, усыпав его настоящим пекорино. Хумус делает из моркови, дополняя его семечками и мятой. А в дуэте с утиной ножкой конфи подает потрясающие ньокки в соусе cacio e pepe. Самая большая провокация шефа – пять видов лепешек (с трюфельной солью, сыром, копченым тунцом и шпинатом, креветками и цуккини, ягнятиной и печеным перцем): если начнете есть до подачи заказанных блюд, то остановиться уже будет невозможно – а это чревато тем, что для основной еды останется меньше места.



На третий день питерского уикенда, после завтрака в «Гельвеции» и выписки из нее, вспомните свой первоначальный план и до отъезда постарайтесь успеть все, что еще можно ухватить за хвост: поднимитесь на колоннаду Исаакия, прогуляйтесь по уже открывшемуся Летнему саду, загляните на выставку Бэнкси (до 15 мая), оцените обновленный Витебский вокзал.
Если вы улетаете на самолете, рекомендуем устроить итоговый обед в паназиатском ресторане Chang, который находится на Московском проспекте – по пути в аэропорт. Красавец-шеф Денис Прохоров совсем не похож на азиатского повара, скорее, на морского капитана из романтического кино. И в этом есть доля истины: многое из своего профессионального опыта он почерпнул, работая поваром на круизных кораблях. В его рецептах ярко, эффектно и органично сочетаются гастрономические традиции Таиланда, Китая, Японии, которым шеф давно симпатизирует:
Я очень люблю тайскую кухню, и мне было интересно, например, приготовить популярный стрит-фуд – рисовую лапшу пад тай. Только в Таиланде то, что вы видите в руках у ребят, которые разъезжают на мопедах, – это готовая лапша и баночный соус. А мы все делаем вручную, самостоятельно. Профессионализм команды позволяет готовить еду высокого уровня, даже если речь идет о наших версиях достаточно простых азиатских блюд.
Действительно, около десяти видов лапши и теста, 40 видов соусов здесь свои, безо всякого глутамата и искусственных добавок. Классические азиатские блюда получили в Chang авторскую трактовку, став значительно интереснее. Ведь именно так гурманы обеих российских столиц представляют себе паназиатскую кухню: экзотично, эффектно, с максимально мощным звучанием умами. Оцените севиче из лосося с битыми огурцами и томатами, невероятно яркий по вкусу салат с копченым угрем, баклажанами и сладким соусом чили, знатный том ям с обилием морепродуктов и сатай из нежной говядины (фирменный маринад к нему делается из кокосового молока и красного карри, включающего 20 ингредиентов). И конечно, тут стоит пробовать утку по-пекински! Собранные воедино элементы китайского «конструктора», от нежной утиной грудки до домашнего соуса хойсин, станут красивым запоминающимся финалом питерского путешествия. А если по возвращении домой вам захочется воспроизвести что-нибудь из меню Chang, попробуйте приготовить креветки в соусе васаби, рецептом которых с нами любезно поделился Денис Прохоров.


